Блок". Презентация на тему ""Двенадцать" А. Блок" От здания к зданию

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Презентацию на тему "Поэма А.А. Блока «Двенадцать»" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» Литература 11 класс

Слайд 2

Слайд 3

Эпоха А.А.Блока В XX веке Россия прошла через множество испытаний: государственные перевороты, смена режима власти, революция за революцией… Неспокойное время диктовало свои условия и требовало изменений в общественной и политической жизни. За решение многих насущных бралась "властительница дум" – литература. Талантливые поэты XX века относились к революции по-разному. Одни не принимали ее и покидали родные края, а другие оставались и жаждали перемен к лучшему. Александр Блок уверял, что необходимо слушать революцию всем сердцем и сознанием, для него она – "музыка, которую имеющий уши должен услышать".

Слайд 4

История создания поэмы "Двенадцать" Произведение написано после февральской и октябрьской революции в 1918 г. Поэма складывалась у поэта очень быстро, ведь он писал ее, находясь в предвкушении перемен. Сначала он написал отдельные строфы, а потом собрал их в единую композицию. Любопытно, что поэма выросла всего с нескольких слов ("уж я ножичком полосну, полосну"), за которыми мгновенно появились 8 строф. Стояли вьюжные январские дни, и это настроение поэт пронес через все свое произведение. Поэма Блока могла и не сохраниться до наших дней, т.к. автор в предсмертном бреду потребовал, чтобы жена Любовь Менделеевна сожгла ее, но она этого не сделала. А.А.Блок стал врагом народа и поэтов, за что Николай Гумилев вынес ему приговор: служба Антихристу, вторичное распятие Христа и расстрел государя.

Слайд 5

Содержание поэмы "Двенадцать" События происходят зимой в Петрограде. Веет вьюга, слышны крик, визг. По ночному городу движется отряд из 12 красноармейцев – так называемых борцов со старым миром, которые беспощадно стреляют и все уничтожают на своем пути. Один из них, чувственный Ванька, убивает свою подругу Катьку и переживает ее смерть, но товарищи приказывают ему собраться с силами: "не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой". Отряд предупреждает граждан о предстоящем грабеже. Они забывают о Боге, шествуют "без имени святого" и молящемуся Петьке напоминают, что на нем уже есть "кровь девки", а значит, ему не следует ожидать помощи господа. Однако в двенадцатой главе Он появляется: "В белом венчике из роз Впереди – Исус Христос". Кто это – спаситель или губитель, – Блок ответа не дает, поэтому смысл финала поэмы "Двенадцать" трактуется по-разному.

Слайд 6

Образ Христа в поэме "Двенадцать" Появление Христа в финале – явление неожиданное, поскольку в Святую Русь уже пальнули несколько раз и сняли крест. Существеут несколько догадок образа Христа: 1 – Иисус возглавляет отряд красногвардейцев и ведет их в новый мир – преступники стали святыми. 2 – 12 - это и есть апостолы, шествующие революционным шагом под предводительством Петра. 3 – Михаил Волошин уверяет, что образ Христа в поэме "Двенадцать" не спасает отряд, а, напротив, пытается сам от него скрыться. 4 – Павел Флоренский обратил внимание на изменения в имени Иисус - у Блока он "Исус". Отряд возглавляет антихрист, который также всемогущ, неуязвим "и за вьюгой невидим".

Слайд 7

Композиция поэмы "Двенадцать" "Двенадцать" – ответ на услышанную Блоком музыку революции, и музыкальность произведения достигается четким ритмом. Поэма состоит из двенадцати разных по форме частей, которые связаны между собой и составляют единое целое. Если проводить анализ поэмы "Двенадцать", можно выявить многоточия между строфами, которые вставлены редакторами после публикации - очевидно, цензоры посчитали нужным опустить некоторые места. В определенных моментах повествовательная часть уходит на второй план, и действия описываются в диалогах и монологах. Рифма непостоянная, а в отдельных эпизодах ее вовсе нет, нередко действие перебивает стрельба – "трах-тах-тах!" Композиция поэмы кольцевая.

Слайд 8

Язык поэмы "Двенадцать" У самого яркого символиста XX века - Александра Блока - наступил переломный момент в творчестве. Блок писал поэму в порыве ожиданий, страстей и собирал городской фольклор, не оставляя без внимания даже просторечья и бранную лексику. Фраза "Шоколад Миньон жрала" принадлежит Любови Менделеевой. Катя у Блока - "толстоморденькая", фонарь – "елекстрический", юнкеры – "юнкерье", а Русь – "толстозадая". Автор великолепно передал колорит уличной жизни. В поэме "Двенадцать" можно выявить и крылатые фразы. Строфа "...Ветер, ветер – на всем божьем свете!" вскоре стала пословицей.

Слайд 9

Символы и образы поэмы "Двенадцать" Цифра 12 является олицетворением космического порядка и встречается в европейской, китайской, ведической и языческой культурах. 12 – это количество апостолов Иисуса, 12 плодов духа, 12 колен Израилевых; в основании Святого Града лежало 12 врат и камней, что тоже очень символично. По 12 часов длятся день и ночь, 12 месяцев в году. В Древней Греции и Риме именно такое количество основных богов восседало на Олимпе. 12 – цифра поистине необычная и загадочная, но сам Блок предупреждал, что поэма очень символична, и любой символ и намек можно трактовать по-разному. Возможно, смысл этого числа в поэме очень реалистичен, поскольку в момент революции красногвардейские патрули действительно насчитывали по 12 человек.

Слайд 10

Двоемирие поэмы "Двенадцать" Два мира в произведении: противостояние былого и нового времени – главная тема поэмы "Двенадцать". Блок видел в революции "избавление от духовного болота" и свято верил, что рано или поздно это должно произойти. Старому миру с его устоями не суждено было долго существовать – ради перемен общество готово приносить жертвы. Поэма начинается с метели, которая и является образом переворота. "Ветер, ветер – на всем божьем свете!" - против этого ветра перемен, который будто охватил не только Россию, а весь мир, не каждый может устоять. Двенадцать красноармейцев идут сквозь метель, не боясь ничего. Старый мир бессилен перед грядущим новым, а предвестники революции - такие же неуправляемые и неудержимые.

Слайд 11

Вопросы по поэме "Двенадцать" 1.В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока "Двенадцать"? 2.Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока "Двенадцать". 3.Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока "Двенадцать"? 4.Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме А. Блока "Двенадцать"? 5.К какому художественному направлению относится поэма А. Блока "Двенадцать"? 6. Что символизирует собой «поджавший хвост паршивый пес», «пес голодный», «пес безродный», «нищий пес голодный»?

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Слайд 1

Тема урока: «Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сложность ее художественного мира».
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей «Дубна» Шмидт Елена Ивановна

Слайд 2

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». А.А. Блок.

Слайд 3

Цель урока:
Воспитывать читательский вкус учащихся. Познакомить учащихся с новаторским поэтическим методом А.Блока. Показать реализацию этого метода через анализ художественной ткани произведения. Развить интерес учащихся к поэме А.Блока «Двенадцать» и помочь творчески осмыслить ее. Привлечь к углубленной работе с текстом. Закрепить полученные на уроке знания при помощи творческого домашнего задания.

Слайд 4


Полиметрия – (греч. «poly» - много; «metreō» - мерю, измеряю) – сочетание различных стихотворных размеров или нескольких систем стихосложения в одном произведении.

Слайд 5

Ритмическая организация произведения.
Вывод: А. Блок сочетает в своей поэме не только размеры одной системы (силлабо-тонической), но и соединяет внутри строфы разные системы стихосложения. Поэтому в целом произведение представляет собой полиметрический стих.

Слайд 6

Стиль произведения
Марш Лозунг Призыв Плакат Песня Романс Частушка Молитва Нерифмованные строки + разговоры, выстрелы
Единое целое. «Музыка тех дней».

Слайд 7

Стиль произведения
Вывод: Автор использует в произведении полифонию, многоголосие, а также полиметрию, чтобы передать «музыку тех дней». Кажущийся эстетический многомерный хаос в произведении передает реальный хаос революционного времени.

Слайд 8

Система персонажей.
Прошлое Пёс Буржуй Старушка Писатель Поп Барыня Ванька Катька
Настоящее Двенадцать Петруха Андрюха

Слайд 9

Система персонажей.
Вывод: Двенадцать – это символ народной стихии. А. Блок не идеализирует героев и не пытается их судить. Двенадцать ведет вперед «черная злоба», но и «святая злоба». Их дела – это акт возмездия за века угнетения. Двойственное отношение к героям показывает и двойственное отношение автора к революции. Мечта высока, но ее реализовывают люди, которые «ко всему готовы» и которым «ничего не жаль».

Слайд 10

Цветовая символика
Черный Низкое Старое Ложь Зло Красный Белый Высокое Новое Правда Добро
Прошлое Настоящее Будущее

Слайд 11

Цветовая символика
Вывод: А.Блок изобразил революционную Россию как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Старая Россия ассоциируется в сознании Блока с черным цветом. Он надеется на преображение России из черной в белую. Кровавое (красное) настоящее – это лишь переходный этап.


Время создания поэмы В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января. 2 Поэма «Двенадцать» навеяна революционными событиями: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово. Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».




Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать» «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. - Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.


Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка. Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот – проснется... Лютый враг (гл. 11).




Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком - ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! Контраст чёрного и белого цвета. Чёрный вечер, Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды) Но Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Что символизирует «ледок»? 1 глава


Образ ветра -всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер, Ветер На всё божьем свете! «Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет», «и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» «Вьюга долгим смехом Заливается в снегах» 8 Образ ветра бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание», когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.


Персонажи 1-й главы. Старушка: образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как переметнулась через сугроб». Буржуй: «…на перекрёстке в воротник упрятал нос» Хлёсткий эпитет и оксю́марон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?» Вития: «А это кто? – Длинные волосы И говорит вполголоса: -Предатели! - Погибла Россия!» -оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или ирония.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке) Поп: «брюхо» «А вон долгополый – Сторонкой – за сугроб… Что нынче невесёлый, Товарищ поп? Барыня: «в каракуле» Бродяга: «сутулится» 9


Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир? Какие художественные особенности использует автор в обрисовке старого мира? Эпитеты: длинные волосы, долгополый ирония: что нынче невеселый товарищ поп? Помнишь, как бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло брюхо на народ; Просторечная лексика: Поскользнулась и – бац - растянулась Только ли старый мир изображается сатирически? Как Вы понимаете следующие строчки? И у нас было собрание … Вот в этом здании … … Обсудили – Постановили: На время – десять, на ночь двадцать пять … И меньше - ни с кого не брать … (Это представительницы древнейшей профессии разрешают возникшие проблемы по примеру строителей новой жизни.)


2 глава – образ свободы без креста Во 2 главе на авансцену выходят 12. Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы Как они появляются в поэме? - на фоне многоголосия (обилие диалогов) - чёткий маршевый ритм - реплики анархического толка 11 … идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни … В зубах – цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Это городская беднота, бывшие каторжники. Их внешность олицетворяет духовный облик: Свобода, свобода, Эх, эх без креста! Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизнь, в которой,чтобы уцелеть,надо было стать такими.


Реплики 2 главы: Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та! Холодно, товарищи, холодно! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста! Лозунги: Вперёд, вперёд, вперёд, Рабочий народ! (6) Товарищ! Гляди В оба! (10) Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (2)


12 говорится о них как о потенциальных каторжниках. Их облик и повадки непривычны и даже отпугивают. «Словеса» изобилуют грубым просторечием и руганью, мысли и побуждения низменны: не без зависти говорят 12 о своём былом товарище, удачливом в житейских и любовных делах Ваньке. Новый мир, как и старый, не идеализирует. Не выпрямляет, не идеализирует своих героев.


Это внутренний, психологический портрет «товарищей», их коллективное сознание («наши», «мы»). Но это и размышление Блока о необходимости преодоления противоречия между внешним и внутренним. Чтобы революция оправдалась, мало спалить буржуев мировым пожаром. Надо, чтобы этот пожар был в крови. Но по старой привычке за благословением на этот шаг они обращаются к Господу.


4-7 главы – история Катьки За что убили Катьку? В чем ее вина? Фактически Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с красноармейцем Петрухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли сурово за такую вину наказание? – убийство без суда и следствия, а потом глумление над трупом? А Катька где? – Мертва, мертва! – Простреленная голова! Что Катька, рада?- ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!


Обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка. Петруха переживает потому, что Эту девку … любил Ночки черные, хмельные с этой девкой проводил. 7 глава Но переживания Петрухи лишены нравственной основы. Его товарищи не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживания. Их сочувствие Петрухи весьма своеобразно: в оказании моральной поддержки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции: Что ты, Петька, баба что ль… Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль! Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет время Нам, товарищ дорогой!


8 глава В 8 главке пустота души героя толкает его на вакханалию. «Скучно» – абсолютная внутренняя пустота. Когда нет духовного и душевного «содержания» своей жизни, то и чужая ничего не стоит. Эгоизм революционного своеволия социально направлен в «этажи», к буржуям. Однако кровное возмездие не принесло удовлетворения Петрухе. Нельзя заполнить пустую душу чужой кровью, и поэтому герой остается в прежнем состоянии. Композиционно главка закольцована словом «Скучно!» 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.


9 глава-буржуй на перекрестке сравнивается с голодным псом Начало главы – романс о декабристах. -Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой? - Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа? В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».


10 глава-вьюга усиливается… Перекресток заметает пурга, и в этой тупиковой ситуации Петруха, смущенный предложением буржуя, пытается опереться на прежние, привычные ценности: «Ох, пурга какая, спасе!» Спас – Спаситель – другое имя Иисуса Христа. «Товарищи» Петрухе возражают: - Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво – Али руки не в крови Из-за Катькиной любви?


11 глава Первая строфа утверждает свершившееся: И идут без имени святого Все двенадцать вдаль… Обратим внимание на слово «все». Они обрели единство, которое символизировано маршевым музыкальным ритмом. В этот момент внешние стихии утрачивают свою власть – «И вьюга пылит им в очи», – но движение вперед продолжается. К концу поэмы меняется и едва ли не окольцовывает ее мотив движения. Сопоставим три словосочетания: «Идут двенадцать человек»; «Идут без имени святого»; «Вдаль идут державным шагом». Изменилось внутреннее содержание движения? Безусловно. Державность – это исполнение государственной миссии. В этом исполнении они осознают свое предназначение. Выполнила революция свою задачу – «переделать все»? Да. Такой Блок ее «услышал» в январе 1918 года. А в реальности? В реальности она была более страшной, кровавой и сложной. Блок это скоро поймет: музыка звучать перестанет. - Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?


12 глава В завершающей главе командные слова и интонации. «Товарищи» вступают в свои права и от слов переходят к «делу». Сюжет поэмы завершаются кровавой строфой: Трах-тах-тах! Трах-тах-тах… И многоточием, говорящем о продолжении кровопролития. Убив Катьку, они осознали свое право безнаказанно убивать других… Вот с этого-то момента и начинается реальная революция. Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.


Последняя строфа, завершающая поэму, многосмысленна. Во-первых, начавшись с отголоска маршевой интонации, она почти мгновенно ее утрачивает, и возникает напевная, молитвенная мелодия, личная мелодия Блока, возвращающая нас к его циклам «Снежная маска», «Фаина». Во-вторых, поэт в образах- символах высказал свое понимание исторического движения человечества: от «позади» к «впереди». Схематично его следует представить так: П 12 И.Х. « П » обозначает пса, прошлое во всех его проявлениях; дьявольское начало; двенадцать символизирует человечество, движущееся к Истине, Красоте, Добродетели, которые олицетворяются в христианстве Иисусом Христом. Пес и Христос – рифмуются. Если есть добро, то есть и зло. Но если « Пес » в композиции строфы поставлен рядом с идущими, то от Христа они отдалены громадным расстоянием – в двадцать значимых слов! Дойдут ли они до Него?


Случайно ли появление Христа в последней главе? Появление Христа нельзя считать неожиданным: начиная с первой строфы образ Творца постоянно присутствует в поэме. Вспомним, что изначально христианство- религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение- человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может. Наверное поэтому поэма заканчивается все-таки белым: «В белом венчике…»


Какое значение имеет образ Христа в поэме? 1. Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого». 2. Другие воспринимают этот образ как кощунство


Христос упомянут в поэме несколько раз. «Господи, благослови!» - восклицают революционеры, не верящие в Бога, но призывающие его благословить раздуваемый ими «мировой пожар». К Спасителю обращается и Петруха: « Ой, пурга какая, Спасе». И уже в заключительном эпизоде – явление Христа с кровавым флагом в руке. Эта концовка не давала покоя и самому Блоку: «Чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, именно Христос». Но Блок писал и том, что с красногвардейцами должен идти не Христос, а Другой. Кто же все-таки появляется в конце поэмы?


Кто там машет красным флагом? По-разному трактуется этот образ. М. Волошин, например, считал, что Христос преследуется красногвардейцами. И это преследование заканчивается стрельбой по нему. Можно предположить и другое: Христос здесь Спаситель грешных душ людей, заблудившихся в политическом мраке. Они не ведают, что творят. Вернуть их к Богу – назначение Христа. Как же тогда объяснить красный флаг в руке Христа? Блок по этому поводу высказывался неопределенно: «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.


Какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа. «Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, - скажет Блок, - его убило отсутствие воздуха, у него отняли тайную свободу». «Отсутствие воздуха» убило и Блока.


Таким образом, в революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле.

А А. Блок. Поэма «Двенадцать» (к уроку литературы в 11 классе)

Подготовила учитель МКОУ СОШ №2 г. Острогожска Фисенко Алла Алексеевна





Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!


От здания к зданию

Протянут канат.

На канате - плакат:

"Вся власть Учредительному Собранию!"

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят,

А всякий - раздет, разут…

Иллюстрация Ю.Анненкова


Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

Ох, Матушка-Заступница!

Ох, большевики загонят в гроб Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.


А это кто? - Длинные волосы

Предатели!

Погибла Россия!

Должно быть, писатель -

А вон и долгополый -

Сторонкой - за сугроб...

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?..


Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

Уж мы плакали, плакали...

Поскользнулась

И - бац - растянулась!

Тяни, подымай!


Ветер веселый

И зол, и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит,

Рвет, мнет и носит

Большой плакат:

"Вся власть Учредительному Собранию"...

И слова доносит:

И у нас было собрание...

Вот в этом здании...

Обсудили -

Постановили:

На время - десять, на ночь - двадцать пять И меньше - ни с кого не брать... ...Пойдем спать...


Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится,

Да свищет ветер...

Эй, бедняга!

Подходи -

Поцелуемся...

Что впереди?

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Товарищ! Гляди


2. Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом - огни, огни, огни...

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!


А Ванька с Катькой - в кабаке...

У ей керенки есть в чулке!

Ванюшка сам теперь богат...

Был Ванька наш, а стал солдат!

Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,

Мою, попробуй, поцелуй!


Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Катька с Ванькой занята -

Чем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом - огни, огни, огни...

Оплечь - ружейные ремни...

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!


3 . Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить -

В красной гвардии служить -

Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,

Сладкое житье!

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

А.Дейнека. Оборона Петрограда. Фрагмент.


Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!


4. Снег крутит, лихач кричит,

Ванька с Катькою летит -

Елекстрический фонарик

На оглобельках...

Ах, ах, пади!..

Он в шинелишке солдатской

С физиономией дурацкой

Крутит, крутит черный ус,

Да покручивает,

Да пошучивает...

Вот так Ванька - он плечист!

Вот так Ванька - он речист!

Катьку-дуру обнимает,

Заговаривает...

Запрокинулась лицом,

Зубки блещут жемчугом...

Ах ты, Катя, моя Катя,

Толстоморденькая...


5. У тебя на шее, Катя,

Шрам не зажил от ножа.

У тебя под грудью, Катя,

Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!

Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила -

Походи-ка, походи!

С офицерами блудила -

Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!

Сердце екнуло в груди!


Помнишь, Катя, офицера -

Не ушел он от ножа...

Аль не вспомнила, холера?

Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,

Спать с собою положи!

Гетры серые носила,

Шоколад Миньон жрала,

С юнкерьем гулять ходила -

С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!

Будет легче для души!


6. ...Опять навстречу несется вскачь,

Летит, вопит, орет лихач...

Стой, стой! Андрюха, помогай

Петруха, сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!

Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач - и с Ванькой - наутек...

Еще разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,

.....................................................

Как с девочкой чужой гулять!..

Утек, подлец! Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где? - Мертва, мертва!

Простреленная голова!

Лежи ты, падаль, на снегу!


Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!


Все быстрее и быстрее

Уторапливает шаг.

Замотал платок на шее -

Не оправиться никак...

Что, товарищ, ты не весел?

Что, дружок, оторопел?

Что, Петруха, нос повесил,

Или Катьку пожалел?

7. И опять идут двенадцать,

За плечами - ружьеца.

Лишь у бедного убийцы

Не видать совсем лица...


Загубил я, бестолковый,

Загубил я сгоряча... ах! - Ишь, стервец, завел шарманку,

Что ты, Петька, баба что ль?

Верно, душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

Поддержи свою осанку!

Над собой держи контроль!

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет

Торопливые шаги...

Он головку вскидавaет,

Он опять повеселел...

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил...

Ночки черные, хмельные

С этой девкой проводил...

Из-за удали бедовой

В огневых ее очах,

Из-за родинки пунцовой

Возле правого плеча,


8. Ох ты, горе-горькое!

Скука скучная,

Смертная!

Уж я времечко

Проведу, проведу...

Уж я темечко

Почешу, почешу...

Уж я семечки

Полущу, полущу...

Уж я ножичком

Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку

За зазнобушку,

Чернобровyшку...

Упокой, господи, душу рабы твоея...


9. Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового -

Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит безмолвный, как вопрос.

Стоит за ним, поджавши хвост.


10. Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся...

Ох, пурга какая, спасе!

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Бессознательный ты, право,

Рассуди, подумай здраво -

Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

Шаг держи революционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!


11. ...И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные

На незримого врага...

В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга...

Да в сугробы пуховые -

Не утянешь сапога...

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг. Вот – проснется... Лютый враг

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет...

Вперед, вперед,

Рабочий народ!


12. ...Вдаль идут державным шагом...

Кто еще там? Выходи!

Это - ветер с красным флагом

Разыгрался впереди...

Впереди - сугроб холодный,

Кто в сугробе - выходи!..

Кто там машет красным флагом?

Приглядись-ка, эка тьма!

Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

Все равно, тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах! - И только эхо

Откликается в домах...

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади...

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!

Скалит зубы - волк голодный -

Хвост поджал - не отстает -

Пес холодный - пес безродный...

Эй, откликнись, кто идет?


Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах

Трах-тах-тах!

Трах-тах-тах...

Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Январь 1918г.


Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что написал, потому что я жил тогда современностью», - утверждал поэт.

Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение, вызывает много вопросов.


  • Почему поэма названа «Двенадцать»?
  • Каков смысл названия?
  • Если это поэма о революции, то почему не показаны ее руководители?
  • Почему так много отрицательных героев?
  • Как относится сам поэт к изображаемому им?

Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать»

«Двенадцать» - эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?


Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка.

- Как он это передает? Какую музыку слышит читатель?

Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот – проснется...

Лютый враг


Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, потом – пошел разгул:

Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового -

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед, Рабочий народ!


- Что, кроме музыки слышит читатель?

В глаза бросаются лозунги: «Вся власть Учредительному собранию!», доносятся обрывки разговоров:

...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании...


- Каков лексический строй поэмы?

Лексика разнообразна: язык лозунгов и прокламаций, разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?», искажения слов: «етажи», «електрический », сниженная, ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец »; и высокий слог:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.


- Как рисует Блок образы героев поэмы?

Выразительно и лаконично. Это и образное сравнение:

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб .

Речевая характеристика:

  • Предатели! - Погибла Россия!

Должно быть, писатель - Вития...

Хлесткий эпитет и оксюморон:

А вон и долгополый -

Сторонкой - за сугроб...

Чту нынче невеселый,

Товарищ поп?

Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах - цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!


Среди них Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей:

- Над собой держи контроль!

- Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «У ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние:

Из-за удали бедовой

В огневых ее очах,

Из-за родинки пунцовой

Возле правого плеча…


Особенности сюжета поэмы

Сюжет двухслойный: внешний, житейский: описание петроградских улиц; и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати».

Один из центров поэмы- конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу!

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется как святое чувство:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...


И как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Несколько раз встречается мотив бдительности :

Неугомонный не дремлет враг!

Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста».

Второй центр поэмы – в 11 главе:

… И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,


Образы-символы в поэме.

Вьюга, ветер, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика цвета: «черный ветер», «белый снег», кровавый флаг, число 12, «пес безродный», Христос

- Какое значение имеет образ Христа в поэме?

  • Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого».
  • Другие воспринимают этот образ как кощунство.

Л.К.Долгополов: «Христос в поэме – антитеза псу как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости».

А.Горелов: «Блок ввел в поэму образ Христа не как знак церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде, Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»

А.Блок:


Сатирические образы поэмы .

Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка!

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб.

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А вон и долгополый -

Сторонкой - за сугроб...

Чту нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?..

А это кто? - Длинные волосы

Предатели!

Погибла Россия!

Должно быть, писатель -


Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

Уж мы плакали, плакали...

Поскользнулась

И - бац - растянулась!

- Только ли представители старого мира изображены сатирически?

И у нас было собрание...

Вот в этом здании...

Обсудили -

Постановили:

На время - десять, на ночь - двадцать пять

И меньше - ни с кого не брать...

Пойдем спать...

Вывод

В 1-й главе сатирическое изображение действительности восходит не к примитивному «старый - новый», а к более сложному «нравственно – безнравственно».


- Найдите эпитеты к слову ЗЛОБА. (густая, черная святая)

Блок понимает революцию как своего рода наказание правящим классам за из преступное пренебрежение своим государственным м нравственным долгом по отношению к собственному народу. В связи с этим злоба раба, который, восстав, борется за свои права и восстанавливает попранную справедливость, по Блоку, является справедливой и в чем-то оправданной.

- К какому миру: света или тьмы, добра или зла, принадлежат герои, появляющиеся во 2-й главе?

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом - огни, огни, огни...

В зубах - цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!


Сослагательное наклонение помогает понять авторское отношение: он не судит героев, только констатирует факт. Здесь скорее надо говорить о сочувственном отношении к героям, т.к. их внешность (это видно уже сейчас), и духовный облик (что станет ясно позднее) слишком явно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизни, в которой, чтобы уцелеть, понадобилось стать такими, какими они стали.

«Двенадцать» - это «плоть от плоти старого мира» - эта мысль предельно точно передает суть этих персонажей.

- Как относятся «двенадцать» к религии? Прокомментируйте слова:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Свобода понимается как активное неприятие религии, борьба с ней.


- Как понимаете слова призыва, ставшие после появления «Двенадцати» визитной карточкой поэмы?

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Призыв играет роль организующего начала: он объясняет, почему герои отправились в свой многотрудный путь, что движет ими на этом пути, помогая преодолевать тяготы его и лишения.

- Прочитайте заключительные слова 3-й главы.

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

Образ «мирового пожара» как реализация идеи о победе мировой революции. Пожар – это разрушение. Старое должно быть разрушено. Почему же тогда мировой пожар в крови? Человек, вступивший на путь разрушения, разрушает в первую очередь себя, свои нравственные устои, без которых невозможна личность.


- Объясните, почему эта фраза заканчивается обращением к Господу?

В этом обращении два аспекта: 1) оно подтверждает нерасторжимое единство героев поэмы с тем миром прошлого , порождением и во многом воплощением которого они являются и от которого отрекаются, стремясь уйти от него, так как в нем благословение Господне было обязательным для любого начинания. 2) оно связано с тем, что «двенадцать» стремятся переложить личную ответственность за свои поступки на власть, не только советскую, но и на духовную.

Об этом специфическом качестве русского человека философ Н.Бердяев писал: «Болезнь русского общественного сознания я вижу прежде всего в отрицании личной нравственной ответственности и личной дисциплины, в слабом развитии чувства долга и чувства чести, в отсутствии сознания, нравственной ценности подбора личных качеств».

Таким образом, двойственность героев не является их личностным отличием, она определяется нравственным климатом самой эпохи и сама определяет эту эпоху.


  • За что убили Катьку? В чем ее вина?
  • Почему в этот момент торжества произвола и жестокости опять появляется революционный призыв?
  • С чем связаны переживания Петрухи?
  • Осознает ли кто-нибудь из героев поэмы, что в нравственном плане они сотворили?

Переживания героев лишены нравственной основы. Они вызваны физическим влечением. Поскольку остальные не обременены памятью о «хмельных ночках», то они не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживаний. Их «сочувствие» товарищу весьма своеобразно:

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

- Почему именно в это время появляется революционный призыв? Какова его роль в данном контексте?


8 глава.

8 глава – углубленное проникновение в нравственный (или безнравственный) мир героев. 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.

Чтобы показать это, Блок мастерски строит эти 8 строк: на фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровне почти полное уподобление.

Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого – полное духовное одичание, забвение самого себя как человека, как личности.

Уж я времечко

Проведу, проведу...

Уж я темечко

Почешу, почешу...

Уж я семечки

Полущу, полущу...

Уж я ножичком

Полосну, полосну!..

- Почему 8 глава заканчивается именно так: «Скучно…»? О какой скуке идет речь?


9 глава.

Начало главы – романс о декабристах.

  • Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой?
  • Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа ?

Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового -

Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

- Можно ли сказать, что этот вопрос о месте страдающего человека в этом мире главный не только в 9 главе, но и во всей поэме?


В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».


Ох, пурга какая, спасе!

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Бессознательный ты, право,

Рассуди, подумай здраво -

Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

Шаг держи революционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

10 глава.

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся...

  • Случайно ли оговорка Петьки СПАСЕ вызывает такую тираду?
  • Случайно ли сама Катька объявляется виновницей свой смерти?
  • Почему именно в момент минутного колебания героя появляется призыв:

Шаг держи революционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!


Глава 11

- Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?

  • Куда идут «двенадцать»? В какую даль? В сегодня? Почему же наш сегодняшний день так непригляден?
  • Ничего не жаль? А себя? Кто этому виной? Или это жизнь сделала их такими? Не в лесу же они жили и не в одночасье такими стали.

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

М.Горький «Несвоевременные мысли»: «Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же врем, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».( = сегодняшний день !)


Глава 12.

- Дважды повторяется слово ДЕРЖАВНЫЙ. О какой державе идет речь?

Герои поэмы должны уходить из старого мира вперед к новому, на самом же деле они идут по кругу, так как держава старая и держава новая одинаково безнравственны. Они пытаются создать новый мир по образу старого. Ничего, кроме этого, они не видели и не умеют. Именно поэтому их путь пролегает сквозь мглу, пылящую им в очи, искажая не только действительность, но и представления о ней.

Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.


Последняя строфа – апогей шествия. Расстановка героев: «позади голодный пес» (образ старого мира), центр группы – двенадцать, а впереди них невидимый ими и, как они считают, абсолютно им ненужный (что и словом и делом доказывалось на протяжении поэмы) – Иисус Христос.

Появление Христа в конце поэмы неслучайно. Образ Творца постоянно присутствует в ней.

Записная книжка поэта . «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».


- Почему поэту страшно, что Он опять с ними?

Начало христианства как религии угнетенных в римских катакомбах – почти 200-летнее его шествие и революция как итог этого шествия. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути пусти – ибо он не принес ни мира, ни добра.

- Почему надо было бы Другого? О ком это? Почему он нужен?

Христос в финал поэмы берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, потому что он неволен в себе, он не может оставить несовершенное творение - человека наедине с враждебными черными силами (с этого цвета начинается поэма). Если Он с ними, то остается какая-то, пусть ничтожная надежда на то, что смута в душе человека уступит место свету, добру. Без Него такой надежды быть не может. Наверное потому, начиная поэму черным цветом, Блок заканчивает ее белым.


Оценка поэмы Петром Струве.

СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870-1944), российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН

«Но все-таки поэма «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном, достигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только акая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом»

- Согласны ли вы с такой оценкой?


Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее сложных эпох в истории России. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. Именно в этом непреходящее значение творчества Блока.

К.Сомов. Портрет А.А.Блока.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября. В.Орлов

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года. План урока: Исторические и политические предпосылки создания поэмы Стилистика и жанровое своеобразие поэмы Единство замысла и композиции Контраст как основное средство изображения в поэме Система образов Изобразительно-выразительные средства Образы-символы.

Творческая история поэмы «Двенадцать»

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А. Блок.

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» А.Блок. «Интеллигенция и революция»

Черновики А.Блока Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда, когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.

Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»

«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

56-я записная книжка поэта 3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов) 8 января. Весь день – «Двенадцать». 11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?). 15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. 22 января… толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет. 25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус). 27 января. Двенадцать. 28 января. Двенадцать. 29 января… Сегодня я – гений.

Смысл заглавия 12

12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов Христа – разносчики учения Христа. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы 12

Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. Проблема: ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ проблема СВОБОДЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ « Двенадцать» - поэма. Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

« Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике ». Л. Дологополов

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов. « …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта». А. Блок «Народ и интеллигенция».

12 Единство замысла и композиции

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: « Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”». Единство замысла и композиции

Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

Поэма написана в исключительный циклон, производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.

Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», – резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные образы поэмы 12

Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос 12, идущие «державным шагом»

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь …

Революционный отряд « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить!»

Образ красноармейцев И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.

Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Характеристика двенадцати 2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага 3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель. 11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом. 12 глава – «идут державным шагом»

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом », Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».

От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. Кто в сугробе – выходи!.. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему. После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

Катька – Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…

– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке!

Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический фонарик На оглобельках … Ах, ах, пади!..

«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!..

Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции. Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «…почему Христос?»

Изобразительно-выразительные средства 12

Изобразительно-выразительные средства

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.

«Музыка революции» « Слушайте музыку революции », − призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Есть интонация плача. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: « Вся власть Учредительному Собранию!» «Музыка революции»

Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика: цвет: « Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число – «двенадцать»; старый мир – «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Герои поэмы обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб». Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…». Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?». Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом », «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»

Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен.

Полемика: «Своей поэму считали и красные и белые…» «12» «+» «-» 1. В. Соловьев 1. И. Бунин «вульгарное, безобразное, больше ничего». 2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа» «дневниковая запись революционных дней». 3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».

«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А. Блок. 20 февраля 1918г.) « Хама грядущего победит только Христос». Д.Мережковский. «Двенадцать» - поэма-предупреждение. Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного. Иисус Христос символизирует истину, гармонию. Христа видит только автор.

3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский. «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский. Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы. «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» (Из статьи А. Блока)

Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири. 1919 год.