Осенних дней очарованье в книжной графике презентация. Презентация «Книжная графика. Типография. Наборная касса

«Плакаты» - Плакат. Плакаты против наркомании – пропаганда здорового образа жизни. Виды плаката. В искусстве плаката ничего не пропадает. Требования к плакату. Плакаты заказывались проверенным мастерам на вечные советские темы. «Плакатом против Глобального потепления». Плакатом против глобального потепления (экологический плакат).

«Виды пластических искусств» - Витраж. Что такое ДПИ. Контрастный цвет придает предмету нарядность и яркость. Декоративно – прикладное искусство. Что означает слово «живопись». В своей работе скульптор использует объем и пластику. Монументальная живопись. В архитектуре применяется и декоративная отделка. Живопись. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках.

«Взаимосвязь видов искусства» - Однородные члены предложения в художественном тексте. Вода в бухте. Роль имени прилагательного в художественном тексте. Этапы работы с художественным текстом. Организация учебного процесса. Обращение к эмоциям ученика. Использование произведений искусства. Типы заданий. Взаимосвязь различных видов искусства.

«Виды и жанры искусства» - Творчество. Культура. Синтез искусств. Живопись. Художественная фотография. Художественное творчество. Гармония. Графика. Храм искусств. Вопросы и задания. Скульптура. Эстетика. Искусство можно трактовать очень узко. Архитектура. Искусство в узком смысле. Смысл бытия. Изобразительные искусства. Театр.

«Виды и жанры изобразительного искусства» - Е. Рындин. «Тишина». И.Репин «Портрет няни» (1878). Поликлет «Раненая амазонка». Ф. Марк «Синий конь» (1911). Э. Дега. «Голубые танцовщицы». Скульптура. А.Рябушкин “Московская улица XVII века в праздничный день”. (1901). Ван Гог «Натюрморт с розами и подсолнухами» (1889). К.Брюллов «Последний день Помпеи» (1830).

«Основные виды изобразительного искусства» - Скульптура малых форм. Декоративно-прикладное искусство. Монументальная скульптура. Образцы прикладной графики. Станковая графика. Скульптура. Фреска. Виды живописи. Станковая скульптура. Вид искусства. Архитектура. Живопись. Искусство является особым способом познания. Витраж. Виды графики. Графика.

Всего в теме 33 презентации

Слайд 2

Западная Европа: чудом сохранившиеся манускрипты V - X веков

  • Слайд 3

    КодексТак в средние века называли написанные на пергаменте манускрипты– в отличие от античных свитков и восковых дощечек они были многостраничными, как современные книги

    Написанные на сделанном из кожи новорожденных ягнят пергаменте, нередко золотом и серебром, уникальные книги раннего средневековья стоили баснословно дорого

    Слайд 4

    ПЕРГАМЕНТ Для изготовления пергамента употреблялись шкуры животных.. Сначала их промывали, потом выдерживали в извести от трех до десяти дней, а затем натягивали на деревянные рамы Иногда на одну книгу уходило до 150 шкур животных

    Слайд 5

    СкрипторииСредневековые скриптории создавались при монастырях, кропотливую работу по созданию рукописных книг (манускриптов) выполняли монахи.

    Слайд 6

    Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари - красной краски (minium), которой было принято выделять начало текста. Инициалы в средневековых рукописях – настоящие произведения искусства.

    Слайд 7

    Кведлинбургская Италасамый ранний образец средневековой книжной миниатюры

    Кведлинбургская Итала – роскошно иллюстрированная рукопись Ветхого Завета на латинском языке. Книга создана в начале V века, предположительно в Риме. Затем попала в Германию и была подарена Кведлинбургскому монастырю в X веке императором Оттоном I Это первый из известных латинских иллюстрированных Ветхих Заветов. К сожалению, от книги уцелело совсем немногое: шесть листов, сохранность которых оставляет желать лучшего

    Слайд 8

    Венская Книга БытияОна была создана в VI веке и по праву считается одним из шедевров мирового искусства. Это кодекс, выполненный с выдающимся мастерством на окрашенном пурпуром пергаменте.

    Слайд 9

    Святой Марк. Евангелие из Россано

    Самыми примечательными книгами шестого века являются Евангелие из Россано и Евангелие Святого Августина Кентерберийского, которое по месту хранения часто называют Кембриджским Евангелием. С шестого века устойчивым элементом этого канона средневековых церковных книг становится портрет евангелиста (как правило, в сопровождении соответствующего символа). В кодексах из Россано и Кембриджа каждое евангелие предварялось портретом его автора, занимавшим отдельную страницу. До наших дней в Россанском кодексе сохранился святой Марк, в Кембриджском – святой Лука.

    Слайд 10

    Святой Лука, Кембриджское Евангелие 

    Канонические символы Четырех Евангелистов (тетраморф) святой Матфей –, крылатый человек (иногда принимается: ангел), святой Марк – лев; святой Лука –телец; святой Иоанн – орел.

    Слайд 11

    Евангелие из РоссаноБиблейские сюжеты:Христос и Пилат, смерть Иуды, Христос и Варрава

    Слайд 12

    Книга из Келлса(Ирландия, около 800 года)

  • Слайд 13

    Книга из Келлса В самом старом университете Ирландии, колледже Святой Троицы, хранится Евангелие с иллюстрациями IX века. Его иногда называют самой красивой книгой в мире. Каждая страница его великолепно украшена замысловатыми узорами и мифическими животными. По разнообразию оформления каждой из 680 страниц книга не имеет себе равных, в 1950-х годах ее переплели в четыре отдельные тома. Причудливые иллюстрации, сделанные писцами и монахами монастыря Келлс, летописец XIII века назвал «нечеловеческой, ангельской работой».

    Слайд 14

    Евангелие Годескалька,VIII век(названо по имени мастера)

    Листы знаменитого манускрипта, книги Годескалька, тонированы пурпурным цветом, а текст написан золотыми и серебряными буквами по пурпурному фону. Книга украшена шестью миниатюрами в размер страницы - изображениями четырех евангелистов, Христа и композицией «Источник жизни», которые находятся в самом начале книги.

    Слайд 15

    Миниатюры Евангелия Годескалька, конец восьмого века:Христос на троне Евангелист Лука




    Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.

    Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразие иллюстративного материала.

    Особенно велика роль художника- иллюстратора.


    Обложка - художественно решение покрытия книги, в которой заключен книжный блок. Решение обложки должно быть условно- декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать её основной смысл.


    Родиной письма является Древний Восток.

    Самой древней считается письменность шумеров –жителей Передней Азии, возникшая 5 тыс. лет назад.

    Глинописные таблички Месопотамии.


    Письменность Древнего Египта 14 лет была загадкой, пока в 19 веке француз Франсуа Шампольон не расшифровал иероглифы.

    Свиток египетского папируса.



    Книги на пальмовых листьях из Древней Индии.



    ДРЕВНИЙ РИМ

    Римская книга имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами.


    РОЖДЕНИЕ КНИГИ.

    Сначала старинная рукопись - КОДЕКС использовалась для ведения бухгалтерии, но, с развитием пергамента в III веке н. э., постепенно начала вытеснять папирусы. Это происходило уже в христианском мире. Причин принятия КОДЕКСОВ как основного вида книг несколько: они экономичны, поскольку можно использовать легко.


    КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА

    До изобретения и внедрения печатной машины почти все книги переписывались вручную, что делало книги дорогими и редкими. Первые книги переписывались в основном в монастырях, по одной за раз. Писали крупно, четко и красиво; в отделке заглавных букв доходили до необыкновенной роскоши.


    С XIII века основным писчим материалом стала бумага. Книг стало больше, они стали дешевле. Переписыванием книг стали заниматься не только в монастырях. В городах появились целые кварталы переписчиков, иллюминаторов (художники-иллюстраторы), переплетчиков, торговцев. Появились общественные библиотеки .

    Рогир ван дер Вейден. Мария Магдалина за книгой. Ранее 1438.



    Первый печатный станок.

    В 15 веке немец Иоганн Гутенберг создал печатную машину с металлическими наборными элементами, что сделало книги сравнительно доступными.


    1. Книга - это синтез художественного
    слова и изобразительного искусства,
    осуществленный средствами полиграфии.
    Причем этот синтез возникает между
    такими различными категориями, как
    литература - искусство «временное» и
    книжная графика - искусство
    «пространственное».
    Книжная графика не просто часть
    издательского дела или средство для
    передачи знаний, она является частью
    культуры. Книга - памятник культуры
    определенного времени, как и любое
    произведение искусства.

    Книга (от слав. Кънига, от китайского kuen –
    свиток) – первоначально несколько
    сложенных пополам листов папируса или
    пергамента, скреплённых вместе. В
    дальнейшем любое сброшюрованное
    полиграфическое издание. Книга является
    предметом графического искусства.

    2. Древнейшие формы книги
    Древнейшей формой книги можно считать
    узелковое письмо инков, где информация
    передавалась через завязанные на одном
    шнуре разного рода узлы.

    История книги начинается с папирусных свитков Древнего Египта в III
    тысячелетии до н. э.

    Не менее древней, чем
    египетские иероглифы, и
    весьма любопытной
    разновидностью
    идеографического письма
    является клинопись. Ее
    создателями были
    шумеры - древний
    народ, проживавший в
    междуречье Тигра и
    Евфрата в 3500 - 3000
    годах до н.э.
    Шумерская глиняная
    клинописная табличка.

    4. Цилиндрический пенал для хранения каламов с привязанной к нему чернильницей. Весь письменный прибор писец затыкал за пояс. 5. Деревянная

    Античные предметы
    письменности
    1. Перстень, которым
    запечатывались свитки, и
    оттиски его на шнурках и
    папирусных лентах. 2.
    Палетка древнеегипетского
    писца с тростниковыми
    стержнями и углублением
    вверху для разведения
    туши. 3. Образцы
    металлических стержней,
    стилей, которыми писали на
    восковых табличках.
    4. Цилиндрический пенал для хранения каламов с привязанной к нему чернильницей.
    Весь письменный прибор писец затыкал за пояс. 5. Деревянная табличка, на которой
    писали древние школьники. 6. Восковые таблички, послужившие прообразом книгикодекса, диптих и полиптих. 7. Бронзовая двойная чернильница римского времени, для
    красной и черной туши. Позади нее свиток папируса.

    3. Прообразом современной книги является кодекс. Свое начало он берет
    от полиптиха – скрепленных восковых табличек. Кодекс имел обложку,
    закрывающую книжный блок, состоящий из страниц пергамента или даже
    ткани. Упоминания о кодексе встречаются уже в 1 в. до н. э. Старейшие
    сохранившиеся фрагменты относят ко 2 в. н. э. Более широкое
    распространение кодекс получил с 4 в. Среди древнейших К.- старейшие
    списки Библии - Синайский, Александрийский и Ватиканский кодексы (4 - 5
    вв.). В течение многих веков наряду с кодексом существовал свиток.

    До нас дошли богато
    иллюстрированные
    миниатюрами рукописные
    книги Древней Руси XI в,
    которые выполнялись только в
    одном экземпляре.
    Печатать книги на Руси начали
    немногим более четырех веков
    назад, а рукописные книги
    появились в нашем Отечестве в
    связи с распространением
    христианства, то есть более тысячи
    лет назад.

    При храмах и монастырях
    создавались первые русские
    библиотеки и школы, там же
    обучали искусству
    переписывания книг, там же
    зарождалось русское
    летописание.
    Книгопереписывание уже к XI веку достигло
    значительных успехов: ученые предполагают, что в
    Древней Руси домонгольского периода книги были
    широко распространены и их число превышало сто
    тысяч экземпляров (до нас дошло не более 500
    рукописей XI – XIII вв.). Древнерусские рукописные
    книги отличаются высокой культурой художественного
    оформления, самобытной каллиграфией. Все
    рукописные книги – незаменимые свидетели эпохи,
    основной и достоверный источник изучения
    отечественной культуры.

    4. Открытия в области книгопечатания
    Иоганн Гутенберг [р. между 1394-99 (или в 1406) умер 3.2.1468], немецкий изобретатель, создавший
    европейский способ книгопечатания, первый
    типограф Европы.
    Способ Гутенберга(печатный набор) позволил
    получать произвольное число идентичных оттисков
    текста с формы, составленной из подвижных и
    заменяемых элементов - литер.
    Литера - первая стандартная деталь в истории
    европейской техники. Гутенбург сконструировал
    словолитный ручной прибор, обеспечивший
    стандартность литеры и массовость её
    изготовления. Прибор представлял собой полый
    металлический стержень со съёмной нижней
    стенкой из мягкого металла, на которой с помощью
    твёрдого штампа - пунсона выбивался рисунок
    буквы. В полый стержень заливался специальный
    сплав. Отливка-литера получала на торцовой части
    зеркальный рисунок буквы. Гутенберг первым
    применил пресс для получения оттиска, разработал
    рецепты типографского сплава - гарта и
    типографской краски. Таким образом, Гутенбергу
    принадлежит заслуга разработки типографского
    процесса в целом.

    Наборная касса и инструменты наборщика (а),
    словолитчик (б), рука наборщика с верстаткой (в).
    Гравюры XVII в.

    Реконструкция печатного станка И. Гутенберга.

    Древнейшее изображение печатного
    станка на гравюре «Танец смерти».
    Лион, 1500

    Типография. Наборная касса

    Гутенбергу принадлежит заслуга первого
    печатного издания Библии. Это издание,
    признанное шедевром ранней печати, в
    своих формальных элементах (рисунок
    шрифта, формат и т. д.) имитировало
    готические средневековые рукописные
    книги, превосходя их достоинствами печати.
    Цветные инициалы и орнамент
    выполнялись от руки художниками.

    Иван Федоров – основатель книгопечатания в России и Украине. С 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года вместе с Петром Мстиславцем напечатал «Апосто

    Иван Федоров – основатель
    книгопечатания в России и Украине. С 19
    апреля 1563 по 1 марта 1564 года вместе
    с Петром Мстиславцем напечатал
    «Апостол», ставший первой русской
    датированной печатной книгой.
    Предварительно он провел большую
    текстологическую и редакторскую
    работу. «Апостол» обильно
    орнаментирован. Творчески переработав
    орнаментальные приемы школы
    Феодосия Изографа, Федоров создал так
    называемый старопечатный стиль.
    Шрифт Федоров разработал на основе
    московского полууставного письма
    середины XVI в.
    В 1580 – 1581 гг. вышла первая полная
    славянская Библия (так называемая
    Острожская Библия). Этот колоссальный
    труд занимал 1256 страниц.

    Вначале иллюстрации
    резались на одной доске с
    текстом, они были
    лаконичными и печатались
    черной краской. В
    последующие века способы
    печати совершенствовались,
    появились гравюры на дереве
    (торцовая и ксилография),
    резцовая гравюра на
    металле, офорт,
    литография. Каждая из этих
    графических техник по-своему
    передавала художественный
    строй произведения и была
    наиболее характерна для
    определенного времени.
    Страница 18 из Нюрнбергского издания
    «Метаморфоз» Овидия 1689. Гравюра на
    дереве.

    Исполнение иллюстраций в
    резцовой гравюре на меди или
    офорте дало художникам
    возможность лучше передавать
    глубину пространства, эффекты
    светотени, фактуру. Такие
    иллюстрации печатались на
    отдельном листе и вклеивались
    в книгу.
    Иллюстрация (гравюра и рисунок Н. Соколова;
    1796 г.) к «Бедной Лизе»
    Н. М. Карамзина.

    Эмоциональные, психологические нюансы
    полнее можно было передать в
    литографии. Характерной особенностью
    литографической манеры является
    зернистая фактура рисунка, мягкость и
    плавность линий, возможность передавать
    полутона, эффекты освещения.
    Е.Кибрик. Иллюстрации к роману
    Р.Роллана «Кола Брюньон»

    Возросли художественные
    возможности книги с
    изобретением в XIX в.
    фотомеханического способа
    печати. Художники получили
    возможность использовать и
    комбинировать самые
    разнообразные материалы,
    любую графическую или
    живописную технику.
    Б. Диодоров. Иллюстрация «Полет на ласточке»
    к сказке Х.-К. Андерсена «Дюймовочка». 24x30 см.
    Офорт, акватинта, акварель

    Книга: 1 - книжный блок; 2 - суперобложка; 3 - переплетная крышка; 4 - ляссе; 5 - рубчик; 6 - каптал; 7 - корешок; 8 - кант; 9 - экслибрис; 10 - клап

    5. Структура и элементы книги
    Книга: 1 - книжный блок; 2 - суперобложка; 3 - переплетная крышка; 4 - ляссе; 5 -
    рубчик; 6 - каптал; 7 - корешок; 8 - кант; 9 - экслибрис; 10 - клапан
    суперобложки; 11 - форзац; 12 - фронтиспис; 13 - титульный лист

    Ян Чихольд, создавший труд «Свободные от произвола
    соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы»
    тщательно исследовал каноны построения страницы средневековой
    книги.
    Схема идеальных
    пропорций одной
    средневековой рукописи.
    Сохранявшийся в тайне канон,
    который положен в основу многих
    рукописей позднего Средневековья

    В его схеме конструкции страниц заключен вариант «Вилларова
    чертежа». Так называют гармонический делительный канон Виллара
    де Оннекура (средневекового художника и архитектора, теоретика
    искусства). С помощью этого канона, который показан на чертеже
    жирными линиями, можно делить пространство на любое число
    равных частей без какого бы то ни было масштаба. Ян Чихольд
    добавляет дополнительные линии построения, благодаря которым для
    любого формата возможен расчет гармоничного соотношения
    величины полей и наборной полосы.
    6
    5
    4
    3
    1
    2

    Однако художник может не всегда строго следовать канону. Для
    выразительности и точной передачи образа книги иллюстратор
    может изменить композицию книги. Так И. Богдеско размещает текст
    близко к раю, оставляя маленькие поля, что повышает
    эмоциональное напряжение книжного разворота.

    Книжная графика – вид
    изобразительного искусства,
    оформление обложки,
    суперобложки, фронтисписов,
    титульных листов, страниц
    книги иллюстрациями,
    заставками, инициалами,
    концовками. Отдельную область
    книжной графики составляет
    искусство шрифта.
    И. Богдеско.
    Сервантес. «Дон Кихот»
    БЕАТРИС ПОТТЕР Иллюстрация к книге
    «Рождественский вечер у Кролика»

    Заставка - небольшая орнаментальная или
    изобразительная (иногда сюжетная) композиция (в
    ширину наборной полосы или уже), выделяющая и
    украшающая начало какого-либо раздела как
    рукописной, так и печатной книги или журнала. В
    заставке может включаться название раздела.
    Заставка с рождеством
    Иоанна Предтечи и фигурный
    инициал с изображением
    евангелиста Луки
    Конец XI в.
    Инициал или
    Буквица
    Концовка

    7. Шрифт - это система визуального
    отображения информации при помощи
    условных символов. В более узком
    значении это комплект литер, цифр и
    специальных знаков определенного
    рисунка.

    ТИПОГРАФИКА - художественная графика, использующая полиграфические средства и оформительские элементы: линейки, орнаменты, знаки и, глав

    ТИПОГРАФИКА - художественная графика, использующая полиграфические
    средства и оформительские элементы: линейки, орнаменты, знаки и, главное,
    наборные шрифты.

    Каллиграафия (от греч. καλλιγραφία - «красивый почерк») - одна из отраслей
    изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством
    красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим
    образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и
    искусной манере»

    Sapere aude (Дерзай знать)
    Amat victoria curam
    (Победа любит старание)
    Laboremus (Давайте трудиться)
    Каллиграфия И. Богдеско

    Книга представляет собой целостную структуру, все элементы которой: макет, шрифт, иллюстрация… находятся в гармонии друг с другом.

    Книга «Царская охота на Руси»

    Книга в изобразительном искусстве

    В. Ван Гог.
    Натюрморт
    Девочка с книгой.
    Фотография
    Перронно, Жан-Батист
    Портрет мальчика с книгой
    Н.П. Богданов-Бельский.
    Ученицы. 1901