Презентация на тему "как зимой помочь птицам". Как зимой помочь птицам? презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему МОУ Таловская СОШ

Тема « Как зимой помочь птицам?»

Цели урока: познакомить учащихся с птицами, зимующими в наших краях, особенностями их поведения и условиями обитания; с устройством кормушек и видами корма; развивать речь, познавательную активность; воспитывать бережное отношение к пернатым, растить юных граждан, умеющих ценить и восхищаться красотой родного края.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, предметные и сюжетные картинки, школьный словарик « Птицы России», сигнальные карточки для оценивания результатов работы, картинки с видами кормушек.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро».

Всем доброе утро. Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладоши. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу.

    Поисковый этап. Самоопределение к деятельности.

Ребята, послушайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке?

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

(слайд)

    Практический этап.

Каких птиц вы знаете?

Какое сейчас время года?

Вспомните, каких птиц вы видели в наших краях зимой?

А сейчас мы с вами посмотрим на них. (Показ птиц на слайдах и рассказ о них).

Воробей – маленькая серенькая птичка. Воробей – птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Если найдёт что-нибудь съедобное, то сразу позовёт других воробьёв. Ночью воробьи сбиваются в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются.

Синица имеет жёлтую грудку, зимой все синицы сбиваются в стаи. В это время года они также часто ищут пропитания в садах.

Свиристель – птица с хохолком на голове. В давние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист, визг». Название птицы – свиристель – и название музыкального инструмента – свирель – родственные слова.

В парке, в саду, у кормушек в стайке можно увидеть поползня. Эта маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Всё тёплое время года питаются эти птички насекомыми и вредителями. Зимой приходится садиться им на растительную диету.

Дятел птица заметная. На голове у него ярко красная шапочка. Клюв прочный и острый. Быстро передвигаясь по стволу дерева, птица простукивает ствол, словно медицинским молоточком. Дятел питается червяками, жуками и другими насекомыми, которые портят дерево. Но и дятлу зимой трудно прокормиться, приходится питаться хвойными шишками.

Дрозды довольно крупные птицы. Самые холодоустойчивые из дроздов – рябинники. При большом уражае рябины, боярышника и других ягод, растущих на кустах, эти дрозды остаются у нас в течение всей зимы.

Ребята, как я уже сказала, эти птицы не улетают от нас на зиму. Мне хотелось бы вам рассказать о птицах, которые прилетают к нам на зиму.

Снегири появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири – птицы солидные. Не торопясь, перелетают они стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам лучшие гроздья рябины.

Не случайно эту небольшую яркую птичку люди прозвали попугаем хвойных лесов. Основное место обитания клеста – еловые, сосновые и пихтовые леса. Основной цвет оперения красно-вишневый. Клесты обладатели одного из самых удивительных клювов в мире пернатых. Концы верхней и нижней частей клюва клеста перекрещиваются и образуют своеобразный инструмент, позволяющий птице легко извлекать семена из шишек ели, лиственницы и даже сосны. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза.

Работа в группах

Ребята, вы внимательно слушали, смотрели. А теперь вам такое задание: разместите около кормушки птиц, зимующих в наших краях. (Даны зимующие перелетные птицы).

Проверка выполненного задания: объясните, почему остальные птицы не могут прилететь к кормушке?

Физкультминутка

Практическая работа

Послушайте загадку.

Здесь и гам, и птичье пенье,

Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшено

Отгадайте, что оно? (кормушка)

Для чего нужны кормушки?

Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И всё же птицы нередко голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза. В такую погоду из 10 синиц выживают только две.

Как мы можем помочь птицам зимой? У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего они сделаны? Сейчас я вам покажу, какие кормушки для птиц можно изготовить. Сегодня на уроке вы сами изготовите кормушку для птиц из бумажного пакета. (Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции, которая дана в рабочей тетради)

Работа в тетрадях на печатной основе

Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок внизу. Чем можно подкармливать птиц? Выполните задание 3. Есть у птиц и природные столовые. (Показ и беседа по иллюстрации)

Рефлексивно-оценочный этап

Вернёмся к учебным задачам урока. Вы научились различать птиц, которые живут у нас зимой? Сейчас мы это проверим. Отгадайте загадки и покажите этих птиц. (На столе разложены картинки с изображением птиц)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой. (Дятел)

Красногрудый, чёрнокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей

Кто это? (Воробей)

Если желтая с боков,

И на веточку садится –

Ищет мошек, червяков,

Значит, встретилась… (Синица)

Чем можно подкармливать птиц зимой?

Оценивание работы на уроке

Ученики показывают один из смайликов и объясняют свой выбор.

Ребята, а закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением А. Яшина «Покормите птиц!»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п. Грибановский УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ: «КАК ЗИМОЙ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ?» 1 КЛАСС СЛЕДЫ НА СНЕГУ

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Свиристель

Поползень

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

План сообщения:

  • 1. Название птицы.
  • 2. Внешний вид птицы.
  • 3. Особые повадки.
  • 4. Где обитает (еловые леса, сосновая чаща, бор, вблизи жилья).
  • 5. Чем питается.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок.

Чик- чирик! Не робей

Я бывалый... .

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.

Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять.

Только я из птиц,

признаться,

В зной, морозы и

По стволу

передвигаться

Головою вниз могу.

ПОПОЛЗЕНЬ

Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой- Всё равно он будет мой!

Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти - … .

СВИРИСТЕЛЬ

У этой птички клюв кривой, А гнёзда вьёт она зимой, Из шишек семечки клюёт, Кто эту птичку назовёт?

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Меню для птиц

  • Вкусное лакомство для птичек – семена дыни, тыквы и арбуза
Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки. Подсолнечник – особенно мелкий, не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. ПРИРОДНАЯ СТОЛОВАЯ

Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенья птицы ждут от нас! Кормите их! Согрейте! Повести домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу. И оживут бедняжки. По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: - Спасибо, вам, великое!

Литература:
  • 1. Волина В.В. Учимся играя. – М., - Новая школа, 1994.- 448 с.
  • 2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой / авт-сост. Г. Е. Болдырева. Волгоград, - Учитель, 2006.-124 с.
  • 3. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / [А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др.]. М. ,-Просвещение,2012. - 176 с.
  • Интернет-источники:
  • 1. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki (информация о птицах).
  • 2. Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru (фото и картинки для презентации).
  • 3. Детские загадки о птицах http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds3.php



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить с зимующими птицами, с устройством кормушек и правильным подбором кормов.

Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц и изготавливать кормушки.

Учебные материалы: ПК, интерактивная доска, презентация “Как зимой помочь птицам?”, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CDpc), А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь, Плешаков, Гара, Назарова: Окружающий мир. Тесты. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; пакеты из-под молока или сока, ножницы, линейка, верёвка, карандаши.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

У. Отгадайте загадки:

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает (курица).

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее... (синичка).
Е. Серова

Серый маленький комочек
- Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш...(воробей)
Н. Майданик

Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только...(стриж).
П. Смолин

У. О ком были загадки?

Д. О птицах.

У. Вспомните, кого называют птицами?

Д. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

У. На какие группы можно разделить птиц из загадок? (I - домашние и дикие; II - перелётные и зимующие).

III. Cамоопределение к деятельности.

Чтение учениками отрывка из произведения В. Чаплиной “Лесная кормушка”:

Слава ходил в лес всегда одной и той же дорожкой. У него здесь были свои друзья, и он сразу после школы… приходил их кормить. Кормушку для птиц Слава смастерил сам. Сделал её очень просто: взял от ящика донышко, укрепил в развилке дерева, а чтобы еду не засыпало снегом, устроил из фанеры крышу. Хорошая получилась для птиц столовая...

Первыми появлялись всегда синицы. Стоило Славе посвистеть, как они уже тут как тут. Следом прилетал поползень... Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку семечки. Выхватывал их прямо из рук мальчика и стремительно улетал с добычей. Затем запихивал семечки в расщелину дерева или в щёлку коры и опять спешил к Славе. Такая доверчивость Славе нравилась: уж очень было приятно чувствовать на своей руке птицу. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами... Синицы больше всего любили сало. Они сразу слетались к нему, но клевали всегда по очереди, так же по очереди брали они и семечки. Зато свиристели и снегири опускались к разложенным для них гроздьям рябины стайкой. Снегири клевали рябину не спеша, семена съедали, а мякоть выбрасывали, не то, что хохлатые свиристели: те глотали ягоды торопливо, целиком, потом сразу срывались с дерева и улетали.

Наступил февраль с его вьюгами, метелями, морозами. Слава знал, что в этом месяце птицам приходится особенно трудно. Давно обклевали они те семена, что оставались с осени на деревьях и на кустах. Да и с земли, покрытой глубоким снегом, трудно достать еду. Голодно в этом месяце птицам, а голодной птице морозный день - это смерть. Вот почему Слава даже в непогоду шёл кормить своих питомцев.

Но однажды с самого утра была такая вьюга, что нечего было и думать идти в лес. Вьюжило весь день, и лишь к вечеру стихло. Ночь была ясная, звёздная, а утром термометр показывал минус 36 градусов… В доме было тепло и уютно. “Вот здорово, что мороз!” - подумал Слава… и вдруг вспомнил: вчера вьюга, сегодня мороз, а как же там они... птицы? Он здесь в тепле, сытый, а они... Слава взял лыжи, пакет с кормом и решительно вышел из дома.

Будто вымерло всё живое в лесу... Попрятались птицы от леденящего ветра и холода. Только деревья трещат от мороза. Спешит, спешит Слава, и чем ближе, тем беспокойней у него на душе. Вот и… кормушка... Но не встретили птицы своего друга. С трудом шевеля непослушными от мороза губами, стал сзывать их Слава свистом. Долго, очень долго никто не отзывался на свист мальчика, потом прилетела одна синичка... другая... ещё две. Они были какие-то взъерошенные, сразу бросились к салу и стали его жадно клевать... Слава ждал поползня, но его любимец всё не появлялся. Уже не было сил больше ждать, от мороза перехватывало дыхание. Окоченевшими руками он высыпал в кормушку остатки корма, повернулся, чтобы идти к дому, и... что это? В стороне от дерева, будто сорванный листочек, распласталось на снегу что-то маленькое, бурое... Это был поползень. Слава бросился к нему, поднял, прижал к себе, старался согреть дыханием неподвижное тельце. Неужели погиб? И вдруг он почувствовал, как поползень чуть трепыхнулся. Жив! Скорей, скорей домой! Скорей к спасительному теплу!..

У. Что узнали из рассказа о птицах? Что сделал Слава? Что вы можете сказать о мальчике? (Ответы детей). Предположите, о чём будет урок?

Д. Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь. У. Прочитайте тему урока в учебнике с.74. Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим на уроке? (Ответы детей).

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя, демонстрация презентации 1 – 2 слайды.

У. Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.

2. Работа с учебником.

У. Ребята, вспомните, каких птиц вы видели в городе или на даче зимой? (Ответы детей). Рассмотрите птиц в учебнике на рисунке с.74, прочитайте их названия. Подумайте, по каким признакам их можно узнать. (Ответы детей).

3. Рассказ учителя, продолжение демонстрации презентации 3 – 43 cлайды.

У. Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами.Таких птиц называют зимующими . Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми . Они обитают вблизи человека, зависят от него: сизый голубь , домовый воробей , серая ворона , галка .

Голуби обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Воробьи держатся ближе остальных птиц к жилью людей. Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками. Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряют гнёзда.Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.

Полуоседлые птицы перемещаются на незначительные расстояния от своих гнездовий. Это глухари , рябчики , тетерева , сорок и , овсянки . Сороки предпочитают низкорослые леса, долины рек, осваивают городские территории. Они ведут оседлый образ жизни, в зимнее время совершают небольшие местные кочевки. Сорока - всеядная птица. В зимнем лесу можно услышать, как щебечут синички, пищухи, поползни, сойки, стучит дятел . Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам. Не покидает зимний лес глухарь , его основная еда - сосновая хвоя. Тетерева и рябчики клюют ольховые сережки, ягоды можжевельника, почки. Сове достается свежая, еще теплая еда. Филин охотится на мышей, но главная добыча для него - заяц. Овсянка обитает в лесу на опушках, вдоль дорог. При наличии кормов птицы остаются на зиму, образуя смешанные стаи с воробьями. Большая часть птиц откочёвывает к югу. Зимой встречаются на окраинах населённых пунктов, в убранных полях и огородах.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы: свиристели, снегири, синицы-московки, ореховки, чечетки, сойки, клесты, щуры, чижи, поползни. А сойки , поползни и кедровки запасают еду впрок и находят её в голодное время зимой. Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля - журчащая трель “сви-ри-ри-ри-ри” напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве.Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.

Снегирь -самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато-серого цвета. Летом снегирь обитает в густых лесах и в редколесьях. После первого снегопада снегири покидают родные леса и начинают кочевать. Зимой снегирь питается семенами и ягодами. Поползень. Верх головы серый, брюхо белое с рыжими боками, бока хвоста черно-белые. Спина голубовато-серая, через глаз проходит черная полоска. Клюв острый, хвост короткий. Живет в лесах, парках, садах со старыми деревьями. Питается насекомыми, семенами, желудями и орехами. Кормится на стволах деревьев, двигаясь вниз головой, достает мелких насекомых из трещин коры. Запасает на зиму семена в трещинах коры. Посещает кормушки, в парках может брать корм с ладони. Клесты живут в хвойных и смешанных лесах.Зимой вьют гнезда, высиживают птенцов. Кормятся клесты семенами ели, которые достают из шишек с помощью клюва. Большие синицы находят в складках древесной коры убитых морозом насекомых. К зимним стаям больших синиц присоединяются другие виды синиц, пищухи и поползни. Песенка синицы - признак приближения весны. Услышать её можно в первый солнечный день февраля.

Щегол - оседлая птица, зимой кочующая стайками. Населяет лиственные рощи, сады, парки. Основной корм зимой - семена сорных и огородных растений. Излюбленные места щеглов - пустыри с зарослями чертополоха. Чиж питается семенами трав, хвойных и лиственных деревьев, чаще березы, ольхи и ели. Когда ляжет снег, крикливые стаи чечёток появляются в средней полосе, кочуют по рощам и залетают в городские сады.

3. Работа в тетради.

Дети выполняют задания в рабочей тетради с.52 .

№1 (соединить линиями рисунки птиц с их названиями)

№2 (раскрасить птиц, закрасить кружки возле тех птиц, которых доводилось видеть в природе).

V. Физкультминутка.

Учитель называет птицу, если птица перелётная - ученики хлопают в ладоши, если птица зимующая - ученики приседают.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Беседа.

У. Послушайте стихи и подумайте, как живётся птицам, оставшимся зимовать.

Дети читают отрывки из стихотворений С. Есенина и Н. Рубцова:

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней...
2. Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны,
И от холода нет обороны.

Д. Птицам зимой трудно, голодно.

У. Отгадайте загадку.

Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
(Кормушка)

Ученик читает стихотворение А. Чепурова.

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.

У. Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?

Д. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

Продолжение демонстрации презентации 44 – 46 cлайды.

У. Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике с.74 и на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).

2. Практическая работа в парах “Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц”.

У. Прочитайте задание в учебнике с.75. Какие задания практической работы вы будете сейчас выполнять?

Д. Сегодня на уроке мы изготовим кормушку и поучимся подбирать корм.

Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции в рабочей тетради № 3 с.53.

3. Беседа, работа по учебнику.

У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? Д. Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку. У. Любой ли корм можно давать птицам? Прочитайте текст в учебнике с.75. Какой кормподходит для птиц? (Ответы детей).

Продолжение демонстрации презентации 47 – 50 cлайды.

У. Рассмотрите рисунок на с.75. Какие птицы на нём изображены? На каком дереве сидят дрозды-рябинники? Как вы думаете, почему эти птицы получили такое название? Чем является рябина для птиц? (Природной столовой). Какие ещё природные столовые вам известны? (Боярышник, барбарис, бузина). Дрозд-рябинник - крупный дрозд. Питается червями, улитками, насекомыми, ягодами рябины, можжевельника. Дроздов–рябинников можно встретить по окраинам лесопарков. В тёплые, богатые рябиной годы, они зимуют в городах, держатся крупными стаями.

Чтение вывода с.75 учебника.

VII. Рефлексия.

1. Ответы на вопросы учебника в рамке с. 75.

2. Работа с электронным приложением к учебнику на интерактивной доске.

Учащиеся по очереди выполняют задания: А). Какие птицы прилетают зимой к кормушке? Определите птиц, которые могут прилететь к вашей кормушке. Б). Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.

3. Работа с тестами с.28 (№№ 73 – 75):

73. Найди на рисунке дрозда. 74. На каком из этих рисунков изображены снегирь, свиристель и поползень? 75. На каком рисунке показана природная птичья столовая?

У. Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке? Послушайте задачу в стихах и постарайтесь её решить:

Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Семечек, зерён в неё положили.
Гости себя не заставили ждать, -
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей.

(Ответы детей)

У. Кормушки, которые вы изготовили на уроке, надо вместе с взрослыми повесить на деревья и всю зиму добавлять в них корм.

Литература.

  1. Максимова Т.Н. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А. Плешакова. Елена Тихомирова: Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир": 1 класс.

Урок окружающего мира.

Тема: Как зимой помочь птицам?
Цель: Не оставлять птиц в беде.

Задачи: 1) Познакомить с условиями жизни птиц зимой.

2) Развивать речь учащихся, умение наблюдать, делать выводы, учить работать в группах.

3) Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к птицам.

Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебник.Кормушки, изготовленные учащимися.

Иллюстрации: Мудрая черепаха, Муравьишка Вопросик.

Задания для групповой работы.

I Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

II Тема,цели урока.

Отгадайте, о ком мы будем говорить на уроке.

Это животные, тело которых покрыто перьями.

Но речь пойдет не обо всех птицах.

Многие птицы на юг улетают

Многие зиму у нас коротают

Галка, ворона, снегирь, воробей

Ну-ка ребята, их вспомни скорей.

Птиц, которые остаются у нас зимовать,

Как можно назвать одним словом? (зимующие)

Многие птицы нам знакомы. Давайте вспомним их. Отгадайте загадки.(загадки на слайдах)

III Подготовительная работа.

Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему?

Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках.(Дети читают стихи про зимние месяцы)

Все деревья в серебре

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принес.

2) Месяц зимний,

Месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идет.

И щиплет уши детворе,

И красит щеки до красна

Уйдет февраль – придет весна.

А какой месяц на дворе?- какое сегодня число? Какой день недели?

Какая сегодня погода, что вы наблюдаете?

Давайте вместе подумаем, почему зимой нелегко приходится птицам?

Через пословицы и загадки попробуем разобраться в этом.

  1. Назовите-ка ребятки,месяц в этой вот загадке: дни его – всех дней короче,

всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдет мы встречаем Новый год.

  1. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны,то метели на деревню налетели. По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?
  2. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет,не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это?

IV Работа в группах.

Вставьте в пословицу нужное название месяца.

(Декабрь) зиму начинает,а год кончает.

(Январь) году начало, зиме середина.

(Февраль) зиму замыкает, весне дорогу показывает.

(Проверка сигнальными карточками.)

Вывод : Какая же погода бывает зимой? Представьте себе, что вы стали зайчиками. Покажите как трудно зайцам зимой?

V Физминутка.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

1,2,3,4,5 надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо Зайке поскакать

1,2,3,4,5 надо зайке поскакать

Зайку кто-то напугал,

Зайка прыг и ускакал.
VI Новый материал.

А птички намного меньше зайцев.

Как думаете, легко ли им приходится зимой? (Дети читают стихотворение)

Известно что у птах
Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах!

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

И если долго снег идет

И долго длится вьюга

Тогда друзья приходится

Пичугам очень туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут птицы отыскать

Ни зернышка, ни крошки

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

Вы задумывались, а где ночуют птички? Как они себя ведут во время морозов?

Для чего они поднимают перья? Почему перебираются к жилью человека?

Какую пользу приносят птицы людям?

Летом мы заслушиваемся пением птиц.

А как вы думаете, о чем разговаривают птицы зимой?

Давайте перенесемся в зимний лес и послушаем их голоса.

Почему так думаете? Объясните.

Вывод: - Как живется птицам зимой? (Птицам холодно и голодно зимой. Негде найти корм, если все занесено снегом.)

Сейчас мы узнаем, какие еще птицы зимуют в наших краях. Запомните как их зовут. Мы узнаем, как помочь птицам.

VII Презентация « Зимующие птицы» и фильм.

VIII Физминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг- скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень, тень, тень!

Про каких птиц говорится в фильме?

IX Обобщение.

Продолжите фразу, начатую мной:

У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)

Ворона большая,а воробей (маленький)

Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая)

Синицы высиживают птенцов летом, а клест (зимой)

Если у синицы черная голова,то она какая? (черноголовая)

Если у сороки белый бок, то она? (белобокая)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Как называется птица, которая ползает по дереву? (поползень)

Вы запомнили кто как поет?

Воробей- чирикает

Ворона- каркает

Голубь- воркует

Сорока – стрекочет

X Работа с учебником.

Учебник стр.54

Рассмотрите птиц. Найдите: свиристеля, синицу и т.д.

Могут ли к вам прилететь к кормушке эти птички? Раскрасьте кружочки.

Учебник стр.55. Рассмотрите кормушки.

Чем можно подкармливать птиц?

Назовите птиц, которые лакомятся в природной столовой.

Птицы любят не только ягоды рябины, но и плоды ясеня, клена. Эти деревья надо охранять.

XI Работа в тетради.

С.24 Узнали птичек?

Давайте соединим название с картинкой.(Помоги соседу)

XII Тест.

XIII Итог урока.

Сегодня на уроке мы узнали о жизни птиц зимой. Мы с вами изготовили кормушки, теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Несколько кормушек развесим возле школы и будем помогать птицам зимовать. А остальные вы повесите возле своих домов или в саду.

Как вы думаете, Мудрая черепаха и Муравьишка Вопросик остались довольны сегодняшним уроком?

Что понравилось вам на уроке?

Что не понравилось?

Окраской сероватая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона Кто это?

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик. Не робей, Я бывалый ….

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.

Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

Средь стужи и морозов Вывел клёст своих птенцов.

Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто пти-цы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.

Разве можно забывать, Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз, К своему окну. Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин

Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, преимущественно для них подходят и крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели