Приспособленность птиц к полёту. Основные приспособления птиц к полету — признаки и среда обитания Экологическая группа водных птиц

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление общебиологических понятий: среда обитания, приспособленность: формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, справочником) и специальных биологических умений (наблюдать, исследовать натуральные объекты: чучело птицы, скелет, перья. Выявление черты приспособленности к образу жизни (полету) во внешнем строении, изучаемой группы животных (птиц)).
  • Развивающие : развивать логическое мышление учащихся, стимулировать познавательную активность, развивать интерес к предмету, формировать умение выделять главное в изученном материале; проводить сравнение признаков и анализировать их, умение работать с натуральными объектами, таблицами, справочным материалом, опорными конспектами.
  • Воспитательные: формировать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе. Привлечение внимания учеников к проблемам охраны окружающей среды (экологическое воспитание); помочь ощутить красоту и гармонию в природе, раскрыть ее роль как источника вдохновения (эстетическое воспитание); в целях профилактики утомления учащихся на уроке сменять виды деятельности, следить за их осанкой (физическое воспитание). Воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целевые установки.

Мотивация:

тема + презентация + стихотворение

Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство...
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну, синички...
Где запомнишь названья
Просто птички и птички.
(А. Яшин)

Проблема.

Чем отличаются птицы от остальных животных? Почему птица летает?

II. Изучение нового материала.

Таблица в учебнике и на доске в виде постера.

III. Работа в группах.

Задание №1

1. Происхождение птиц

2. Определить черты сходства и отличия пресмыкающихся и пицц с археоптериксом.

АРХЕОПТЕРИКС

ПРИЗНАКИ

Археоптерикс. (рельефная таблица).

Электронная таблица.

Задание №2

Определить приспособления к полету во внешнем строении.

Чучело птицы.

Задание №3

Чучело птицы

  • туловище.
  • в.конечности.
  • н.конечности.

Задание №4. Особенности строения опорно-двигательной системы в связи с полетом.

Особенности строения скелет в связи с полетом.

Выступления учащихся по группам. Заполнение тетрадей.

Беседа по вопросам. Между группами.

IV. Лабораторная работа. №8 " Изучение строение пера"

Инструктивные карточки для учащихся прилагаются в виде раздаточного материала.

Учебник стр. 208.

V. Закрепление.

Компьютерная таблица. Строение пера.

Практический вопрос.

1) Помашите пером, как птица в полете, несильно сжимая пальцы. Убедитесь, что перо пытается развернуться между пальцами. Оъясните значение неравенства опахал по разные стороны от стержня пера.

VI. Контроль знаний.

Места обитания и внешнее строение птиц.

Часть А

1. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей степени, чем остальные:

А) теплокровность; б) перьевой покров;

В) способ размножения; г) количество конечностей.

2. К степным птицам относится:

А) дрофа; б) тетерев; в) рябчик; г) глухарь.

3. Часть пера погруженная в кожу, - это:

А) ствол; б) опахало; в) очин; г) стержень.

4. Отсутствие зубов у птиц:

А) обеспечивает легкий захват пищи;

Б) облегчает вес при полете;

В) усложняет ловлю добычи

Г) является доказательством эволюции.

5. Цевка - это часть:

А) верхней конечности; б) грудной клетки;

В) нижней конечности; г) часть скелета.

ОТВЕТЫ: в, а, в, б, в.

Часть В.

Выберите правильные утверждения.

  1. Все птицы теплокровные животные.
  2. Все птицы летают.
  3. На Земле около 9000 видов птиц.
  4. Соколы, ястребы, орлы относятся к хищным птицам.
  5. У летающих птиц нет перьев.
  6. У большинства птиц только одна железа - копчиковая.
  7. Клюв птиц покрыт костными щитками.
  8. Пуховые перья не имеют опахал.
  9. Самые крупные контурные перья - это маховые и рулевые.
  10. Кожа птицы сухая, без потовых желез.

ОТВЕТЫ: 1,3, 4, 6, 9,10.

2) Экологическая задача. /приложение/

VII. Рефлексия.

Какое открытие вы сделали на уроке для себя? (Ответы учащихся. Обобщенение изученного на уроке)

VIII. Домашнее задание.

Параграф 49, стр. 229-233

А. Заполнить графы кроссворда;

Б. Начать работу по оформлению паспорта птиц к теме "Видовое многообразие птиц";

В. Подобрать стихи, загадки, пословицы, поговорки, песни о птицах (по желанию).

Резерв времени:

На непредвиденный случай были заготовлены "запасные варианты заданий":

  • Экологические задачи;
  • Тестовый контроль знаний;
  • Кроссворд по теме "Птицы".

Многие пернатые освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету стало возможным из-за многих изменений во внешнем виде и внутреннем строении.

Основные признаки приспособления птиц к полету

  1. Двойное дыхание.
  2. Летательные мышцы содержат большое количество миоглобина.
  3. Перьевой покров.
  4. Легкий скелет.
  5. Развита кровеносная система.
  6. Быстрый обмен веществ.
  7. Видоизменение передних конечностей в крыльях.
  8. Обтекаемая форма тела.
  9. Есть специальная кость — киля.
  10. Теплокровность.
  11. Один яичник.
  12. Уменьшено количество костей.
  13. Увеличен мозжечок.
  14. Хорошо развитая нервная система.

Как птицы приспособлены к полету?

У птиц легкие не имеют возможности расширяться или сжиматься, как у людей. Воздушные мешки выполняют всю эту работу. При вдохе и при выдохе через легкие птицы движется свежий воздух, который запасается в мешках. По этой причине дыхание у птиц называется «двойным». Чтобы запастись достаточным количеством кислорода, у птиц летательные мышцы содержат много миоглобина.

Внутреннее строение птицы схема

Птицы вынуждены много питаться, чтобы получать большое количество энергии. У них очень хорошо развита кровеносная и дыхательная система. Среднее давление пернатых составляет около 130 мм рт. ст., в то время, как у млекопитающих она всего — 95 мм рт. ст.

У птиц очень быстрый обмен веществ, температура тела достигает от 40 до 42 градусов. Высокая температура тела значительно влияет на все процессы жизнедеятельность, также сокращение мышц происходит в разы быстрее.

В большой мере, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к ним уже идут сухожилия.

Птицы пережевывают свою еду в желудке, поэтому все жевательные процессы расположены внутри тела, что улучшает их аэродинамику.

Пернатые имеют перья, которым не нужны кровеносные сосуды, они слишком легкие и мягкие. Также помимо всего этого у птиц легкий скелет, который наполнен воздухом. А для лучшей координации движений был увеличен мозжечок.

Приспособление птиц к среде обитания

В зависимости от места обитания внешнее строение пернатых сильно видоизменено. К примеру, дятел имеет клюв, который похож на долото. Он использует его, чтобы доставать насекомых и личинок из коры деревьев. Вдобавок у него слишком длинный липкий язык и острые когти, которые позволяют ему выполнять все необходимые задачи для продолжения жизнедеятельности.

Птицы, которые живут в водоемах, тоже имеют некоторые изменения. У них есть короткие нижние конечности с плавательными перепонками и сплошной перьевой покров. Пернатые, обитающие в пустынях и степях обладают защитной окраской перьев, у них прекрасное зрение и сильные ноги.

Страусообразные птицы населяют Африку. Они не могут летать, так как у птиц недоразвиты крылья, однако хорошо развиты ноги. Птицы могут развивать скорость до 70 км/ч, их вес составляет 50-90 кг, а рост около 2,5-2,7 метров. Обитают страусообразные в саваннах, пустынях, степях.

  • Статья по теме —

Хищные птицы имеют большой изогнутый клюв, который используют для разрыва добычи на мелкие кусочки. Имея мощные острые когти, они цепляются в добычу, после чего наносят им смертоносные ранения или переносят пищу к себе в гнездо. Хищники могут долго парить в воздухе, у них отличное острое зрение и прекрасный слух.

Приспособленность птиц к полёту

Общими чертами организации птиц в связи с их приспособленностью к полету являются следующие:
Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета - крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения.
Кожа тонкая, сухая, лишенная желез. Единственная копчиковая железа расположена в хвостовом отделе. Кожа имеет роговые образования в виде перьев, создающих летательные поверхности и защищающих тело от потерь тепла.
Кости скелета тонкие, прочные, в трубчатых костях имеются воздушные полости, облегчающие их массу. Череп образован полностью срощенными, без швов, костями. Все отделы позвоночника (кроме шейного) неподвижны. Грудина у летающих птиц с выступом впереди
- килем, к которому прикрепляются мощные летательные мышцы. В скелете задних конечностей развита длинная цевка, увеличивающая длину шага птицы.
Мышечная система сильно дифференцирована. Самые крупные мышцы
- грудные, опускающие крыло. Хорошо развиты подключичные, межреберные, шейные, подкожные и мышцы ног. Движения птиц быстрые и разнообразные: ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Виды полета - машущий и парящий. Птицы многих видов способны совершать дальние перелеты.
Особенности строения пищеварительной системы связаны с необходимостью быстрого расщепления больших объемов пищи и облегчения массы пищеварительного тракта. Это достигается благодаря отсутствию зубов, участию клюва и языка в добывании пищи, размягчению ее в расширенной части пищевода
- зобе, смешиванию пищи с пищеварительными соками железистого отдела желудка и перетиранию ее, как на жерновах, в мышечном отделе желудка, и укорочению задней кишки, заканчивающейся клоакой. Строение клюва и языка у птиц разнообразное и отражает их пищевую специализацию.
Органы дыхания
- легкие. У летящей птицы дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается.
Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы
- теплокровные животные с постоянной температурой тела.
Органы выделения и виды конечных продуктов азотистого обмена такие же, как и у пресмыкающихся. Отсутствует лишь мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы.
Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты большие полушария переднего мозга, покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными формами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха.
Птицы раздельнополы, большинству видов свойственен половой диморфизм. У самок развит только левый яичник. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое. Птицы большинства видов откладывают яйца в гнезда, обогревают их теплом своего тела (насиживание), вылупившихся птенцов выкармливают. В зависимости от степени развитости вылупившихся из яиц птенцов выделяют гнездовых и выводковых птиц.

Муниципальные казенное общеобразовательное учреждение « Богородская школа №8»

Методическая разработка урока:

«Особенности внутреннего строения птиц. Черты приспособленности птиц к полёту»

Выполнила: учитель биологии

С.В. Куликова

г. Богородск - 2017

Цели урока:

Изучить особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом;

показать место птиц в системе живой природы;

учить видеть прекрасное в мире птиц, показать единение человека и природы.

Задачи урока:

Образовательные

Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц,

Об особенностях строения их внутренних органов в связи функциями, приспособленностью к полету.

Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.

Развивающие

Способствовать развитию логического мышления,

Умение сравнивать, анализировать,

Выделить причинно - следственные связи в природе.

Воспитывающие

Продолжить воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: изображение птиц,

использование презентации «Особенности строения птиц. Черты приспособленности птиц к полету».

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие: Птицы удивительные создания живой природы. Они - птицы один из важнейших природных компонентов, их роль значительна. Но птицы это и украшение природы. Войдя в лес или идя по полю, нас сопровождают голоса птиц

Вопрос - Как называется раздел зоологии, который изучает птиц? (орнитология)

К какому типу относятся птицы в царстве Животных? (Хордовые) слайд-2

На доске: Тип: Хордовые

Класс: Птицы

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с Классом «Птиц», с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью птиц к полету.

Проблема урока : можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?

Опрос пройденного материала

На предыдущем уроке мы познакомились некоторыми чертами приспособленности птиц полету. Слайды 3.4,5

Какие же это черты? (Покровы, скелет и мускулатура)

Дома вы должны были начать заполнять таблицу и занести черты приспособленности в таблицу.

Работа с таблицей

1.Тело птицы покрыто перьями.

Какое значение перьев? Учащиеся отвечают.

Природа подарила птицам универсальную одежду – перьевой покров , который их обогревает в холод, защищает от нападения и главное приспособлена эта одежда для полёта.

2. Какие особенности строения конечностей у птиц? Учащиеся отвечают.

Движение в воздухе осуществляется при помощи передних конечностей, преобразованных в крылья, и хвоста. Крылья служат как аэродинамическими поверхностями, удерживающими птицу в воздухе, так и источниками тяги для движения вперёд.

При полете, птица совершает крыльями ритмичные синхронные движения.

Вспомним! – какими должны быть птицы, чтобы подняться в воздух? Ответы учащихся.

    с одной стороны они должны быть легкими, чтобы подняться в воздух (сравнившим птицу с воздушным шариком, наполненным воздухом. Демонстрация воздушного шарика.

    с другой – очень сильными, как тяжелоатлеты (изображение спортсмена тяжелоатлета)

Вопрос – Что же позволяет птице одновременно быть легкой, как воздушный шарик и сильной как тяжелоатлет?

3. Какие особенности скелета? Ответы учащихся. (слайд 6)

Скелет птиц имеет свои особенности, и они тоже связаны с полётом.

Кости птицы очень легки, поскольку они полые . Некоторые кости имеют наполняемые воздухом полости, связанные с органами дыхания. Однако, несмотря на легкость, кости птицы весьма упруги и прочны. Эти качества совершенно необходимы, чтобы преодолеть все трудности полета.

Человек тоже научился летать. Но уже не с помощью крыльев, прикрепленных к телу. Человек ведь совершенно неприспособлен к полету, и чтобы исправить это положение, ему потребовалось придумать нечто более радикальное.

Что? (например = самолет)

Что же поднимает птицу в небо?

Что позволяет нам поднимать и опускать руки? Ответы учащихся - мышцы.

Учитель - Какие мышцы? Где они располагаются?

Мышцы крыла, грудные мышцы.

Учитель - Мышцы у птиц достигли высокого развития.

Вес грудных мышц человека, приводящих в движение плечи и руки, составляет всего один процент от общего веса его тела, тогда как у некоторых птиц этот показатель достигает 30 процентов от общего веса.

Вопрос, – Какие мышцы птиц- опускают крылья? Ответ учащихся - Грудные.

У птиц в скелете есть кость – киль, особый вырост грудины, позволяет увеличить площадь прикрепления грудных мышц, способствующих опусканию крыла птицы

Оценки за Д/З. (составление таблицы)– за составление всех граф таблицы –«5», если не полностью заполнена без 3 ей колонки – «4»,»3» и «2» на усмотрение учителя.

Объяснение нового материала

Ребята, как мы уже узнали, организм птиц отлично приспособлен для полёта. Это и перьевой покров, крылья, особенности скелета. Люди с давних пор тоже мечтали сделать крылья и летать как птицы. И находились умельцы, которые мастерили отличные конструкции крыльев… и летали? Ответ уч-ся, их предположения.

Значит, иметь крылья это ещё далеко не достаточно, чтобы летать.

Цель нашего урока: дальнейшее изучение внутреннего строения птиц. Узнать, какие-то есть ещё особенности строения и функционирования, которые помогают приспособиться птицам к полёту?

Физминутка.

Работа в тетради: запись темы урока

Тема «особенности внутреннего строения, черты приспособленности птиц к полету»:

Пищеварительная система : рассмотрим особенности строения и работы пищеварительной системы (слайды 7,8)

1.Ребята, посмотрите на изображения птиц. Почему у них не одинаковые клювы? С чем это связано? (с питанием) ответы уч-ся.

Особенность пищеварительной системы – пища переваривается очень быстро. Например, змея переваривает в течение 1-2 суток, мелкие совы мышь – за 3 часа. Сочные ягоды проходят, кишечник за 8-10 минут.

Отметим особенности строения пищеварительной системы? Слайд

Отделы рот нет зубов

пищевод - зоб - расширенный участок пищевода, где скапливается пища,

желудок железистый

мускульный - орган, в котором проглоченные камушки) размельчают его содержимое, тем самым, компенсируя отсутствие зубов.

кишечник тонкий

Вывод: Для компенсации энергозатрат во время полёта пищеварительная система адаптирована к быстрому процессу переваривания

Кровеносная система – в кровеносной системе произошли существенные изменения.

Кровеносная система - замкнутая, 2 круга кровообращения – большой и малый (показать). Слайд 10,11

Сколько камер в сердце у пресмыкающихся? Назовите отделы?

У птиц сердце камерное - 2 предсердия, 2 желудочка. Желудочек полностью разделен пополам перегородкой. Благодаря таким изменениям кровь по организму течет несмешанная. Что это даёт птице? ответ уч-ся

Какая кровь движется в большом круге кровообращении?

Кровь по телу движется артериальная. Какая кровь называется артериальной?

В малый круг поступает кровь -? Ответ уч-ся (Венозная).

Какая кровь называется венозной? ответ уч-ся

Какие функции кровеносной системы? Ответ уч-ся (Передвижение питательных веществ и снабжение организма кислородом).

В каком органе кровь отдаёт углекислый газ, а насыщается кислородом? Ответ уч-ся -Легком.

Скорость кровообращения у птиц чрезвычайно высока, Связана с высокой частотой сердечных сокращений. У снегиря 730 раз в минуту.

Вывод с уч-ся: благодаря появлению перегородки в желудочке, венозной и артериальной кровь не смешивается, и органы снабжаются кровью насыщенной кислородом. Происходит это очень быстро.

Дыхательная система . (Слайд 12,13) Использования пособия 1С лаборатории «Зачем мы дышим»

Рассмотрим строение и работу дыхательной системы.

Орган, где происходит газообмен – лёгкие . Воздух к ним попадает через ноздри гортань трахея бронхи, - это дыхательные трубочки – учитель демонстрирует схему строения дыхательной системы. Бронхи входят в легкие при этом они сильно ветвятся. Многие из них заканчиваются пузырьками, окутанные густой сетью капилляров.

Обмен веществ у птиц идёт очень быстро, с тела
. Для этого необходимо много кислорода. Поэтому в строение легких имеются особенности. От легких отходят воздушные мешки (демонстрация на слайде) , которые по объёму во много раз больше лёгких. При взмахе крыльев воздух заполняет лёгкие и воздушные мешки. Лёгкие устроены таким образом, что воздух проходит через них насквозь. При вдохе только 25 % наружного воздуха остаётся непосредственно в лёгких, а 75 % проходит через них и попадает в воздушные мешки. При выдохе воздух из воздушных мешков опять идёт через лёгкие, но уже наружу, образуя так называемое двойное дыхание.

Для лучшего понимания процесса дыхания демонстрируется фрагмент микрофильма лаборатории 1С «Зачем мы дышим» у уч-ся на компьютере. После просмотра ответить на вопросы. Что же такое дыхание? Зачем необходим кислород организму. Какое его значение? (Уч-ся начали изучать химию и знания о кислороде могут применить, и обосновать увиденное. Обобщением учителя.)

Вывод: Таким образом, лёгкие постоянно насыщаются кислородом, как во время вдоха, так и выдоха. Это двойное дыхание избавляет птиц от одышки: чем быстрее они летят, тем сильнее дышат. Повышают энергетику птицы в полете. Для работающих мышц и органов требуется много энергии. Воздушные мешки расположены в промежутках между органами, под кожей и даже внутри полых костей, уменьшая плотность птицы, делая её более легкой. Воздушные мешки так же защищают внутренние органы от перегревания в процессе полета.

Выделительная система: (слайд 14)бобовидные почки, образующиеся жидкие продукты распада стекают по мочеточникам в клоаку и вместе с испражнениями выводятся наружу. Мочевого пузыря у птиц нет. С чем это связано? (Облегчает птиц в полете)

Нервная система (слайд15) птиц хорошо развита, по сравнению с пресмыкающимися. Давайте отметим, какие отделы развиты лучше. (Мозжечок, передние полушария)

Как вы думаете почему? За что отвечает мозжечок? – мозжечок отвечает за координацию движений. Птицам в полете приходится много лавировать в поисках пищи, увертываться от хищников.

Большие полушария значительно больше,особенно зрительные доли мозга.

Органы чувств - Зрение у птиц очень хорошее, особенно у хищных птиц. Зрение цветное.

Хорошо развит слух. Обоняние у птиц развито хуже.

Большой мозг птиц свидетельствует об их высоком развитии: у них сложное поведение (перелёты, забота о потомстве и т.д.), они легко обучаются новому, запоминают. Слайд 16

Закрепление . (слайд19)Таким образом, мы узнали, что внутреннее строение птиц намного сложнее, чем у пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц говорят о приспособленности птиц к жизни в полете.

Вывод по уроку: Можно ли назвать птицу летательным аппаратом? Да. Птицы – совершенный летательный аппарат.

Птицы в совершенстве приспособлены к полету, и мы сегодня попытались это доказать.

Просмотр слайда 20. При дальнейшем изучении животных мы узнаем еще об одной группе летающих животных.

Слайд21 Рефлексия по уроку.

Выставление оценок за урок.

Дома §42, таблица.

Заполнить таблицу, начатую на предыдущем уроке. Укажите черты приспособления птиц к полёту.

На уроке можно использовать ЦОР – презентацию, микрофильм из учебного цифрового пособия 1С: Лаборатория «Зачем мы дышим»

1) Двойное дыхание у птиц - это хитро. Попытаемся разобраться по схеме:

Легкие у птиц губчатые, они не могут расширяться-сжиматься, как наши. Эту работу (расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе) у птиц выполняют воздушные мешки . При вдохе (синие стрелки) воздушные мешки расширяются, и туда заходит воздух. В мешки №2 заходит воздух, прошедший через легкие (насыщенный углекислым газом, "использованный"). В мешках №1 запасается чистый воздух. При выдохе (красные стрелки) мешки сжимаются. Использованный воздух из мешков №2 выдыхается сразу, а чистый воздух из мешков №1, прежде чем выйти наружу, проходит через легкие. Таким образом, и при вдохе, и при выдохе через легкие птицы проходит свежий воздух. Именно поэтому птичье дыхание называется «двойным». Кстати, обратите внимание: воздух через легкие птиц движется все время в одном и том же направлении, что облегчает организацию противотока. За счет двойного дыхания и противотока (получается «четверное дыхание») птицы получают гораздо больше кислорода, чем мы.

2) Для запасания кислорода летательные мышцы содержат много миоглобина .

3) Кровеносная система не отстает от дыхательной: в ней очень высокое давление и частота сердечных сокращений. (Среднее давление у птиц 133 мм рт. ст., а у млекопитающих - всего лишь 97 мм рт. ст. Зато пульс у полукилограммового млекопитающего будет около 250 раз в минуту, а у аналогичной птицы - всего лишь 180. Зато масса сердца птицы составляет в среднем 0,8% от массы тела, а у млекопитающего - всего лишь 0,6%. Короче, кровеносные системы птиц и зверей примерно равны; птицы виыгрывают за счет того, что их кровь содержит гораздо больше кислорода, см. п. 1.)

4) За счет отлично развитых кровеносной и дыхательной систем у птиц очень быстрый обмен веществ и высокая температура тела (у млекопитающих от 36 до 39 °С, а у птиц - от 40 до 42 °С). При высокой температуре быстрее идут все процессы жизнедеятельности, в том числе быстрее происходит сокращение мышц . Это позволяет птицам совершать бóльшую работу за единицу времени. Для не-любителей физики: работа, поделенная на время, называется мощность. Птицы более мощные , поэтому они могут летать.

5) Для получения большого количества энергии птицы едят намного больше , чем млекопитающие с такой же массой тела (на фоне птиц даже бурозубка, которой приходится питаться 80 раз в день, после еды - спать 10 минут, затем снова есть - не выглядит такой уж страдалицей). Чтобы хоть немного сэкономить, некоторые птицы (например, колибри), во время сна умешьшают температуру тела (гетеротермия ).

2. Аэродинамика

6) Обтекаемая форма тела. В частности, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к конечностям идут сухожилия (поэтому птички такие тонконожки).

7) Пережевывание пищи происходит не в голове, а в желудке (с помощью камней). Облегчение тела получается вряд ли, но тяжелые жевательные приспособления хотя бы расположены в центре тела (центровка самолета).

3. Облегчение тела

8) Перья , образующие летательную поверхность крыльев, мертвые (аналоги наших волос). Им не нужны кровеносные сосуды, приносящие питание и кислород, поэтому перья очень легкие.

9) Легкий скелет наполнен воздухом (в костях находятся воздушные мешки из п.1). (В связи с этим у птиц нет красного костного мозга и эритроцитам приходится размножаться самим - для этого у них есть ядро.)

10) Уменьшено количество костей , особенно в крыльях и ногах.

11) Один яичник.

12) Нет слюнных желез.

13) Нет мочевого пузыря (это связано скорее с выделяемым продуктом обмена - мочевой кислотой, которая не ядовита, поэтому её не надо разбавлять).

4. Другие особенности скелета

14) Киль для прикрепления мощных летательных мышц (опускающих крыло).

15) Передние конечности превратились в крылья (что, не ожидали?), поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею.

16) Поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.

5. Нервная система и органы чувств

17) Увеличен мозжечок для лучшей координации движений.

18) На высоте бесполезны обоняние и слух, поэтому они у птиц развиты так себе. Зато у них лучшее на земле зрение .