Россия запустила единственную в мире плавучую атомную электростанцию. Плавучая атомная теплоэлектростанция (патэс) "академик ломоносов" Где находится плавучая атомная электростанция

МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости. "Росатом" успешно запустил реактор первого отечественного плавучего атомного энергоблока, сообщил РИА Новости представитель отрасли.

"Физический пуск реакторной установки правого борта плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" состоялся в пятницу. Реакторная установка в 17:58 по московскому времени достигла минимально контролируемого уровня мощности", — сказал собеседник агентства.

"Академик Ломоносов"

Плавучий энергетический блок "Академик Ломоносов" проекта 20870 — это головной проект серии мобильных энергоблоков малой мощности. Энергоблок построили на Балтийском заводе (Санкт-Петербург). Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).

Энергоблок подходит для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Его основная цель — обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы в открытом море. Ввести энергоблок в эксплуатацию планируется в порту Певек на Чукотке в декабре 2019 года.

"Академик Ломоносов" оснащен двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать электрическую и тепловую энергию в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тысяч человек.

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Ядерные процессы на плавучем энергоблоке отвечают всем требованиям МАГАТЭ и не угрожают окружающей среде.

Атомная электроэнергетика – современный и быстро развивающийся способ добычи электричества. А вы знаете, как устроены атомные станции? Каков принцип работы АЭС? Какие типы ядерных реакторов сегодня существуют? Постараемся детально рассмотреть схему работы АЭС, вникнуть в устройство ядерного реактора и узнать о том, насколько безопасен атомный способ добычи электроэнергии.

Как устроена АЭС?

Любая станция – это закрытая зона вдалеке от жилого массива. На ее территории находятся несколько зданий. Самое главное сооружение – здание реактора, рядом с ним расположен машинный зал, из которого реактором управляют, и здание безопасности.

Схема невозможна без ядерного реактора. Атомный (ядерный) реактор – это устройство АЭС, которое призвано организовать цепную реакцию деления нейтронов с обязательным выделением энергии при этом процессе. Но каков принцип работы АЭС?

Вся реакторная установка помещается в здание реактора, большую бетонную башню, которая скрывает реактор и в случае аварии удержит в себе все продукты ядерной реакции. Эту большую башню называют контейнтмент, герметичная оболочка или гермозона.

Гермозона в новых реакторах имеет 2 толстые бетонные стенки – оболочки.
Внешняя оболочка толщиной в 80 см обеспечивает защиту гермозоны от внешних воздействий.

Внутренняя оболочка толщиной в 1 метр 20 см имеет в своем устройстве специальные стальные тросы, которые увеличивают прочность бетона почти в три раза и не дадут конструкции рассыпаться. С внутренней стороны она выложена тонким листом специальной стали, которая призвана служить дополнительной защитой контейнтмента и в случае аварии не выпустить содержимое реактора за пределы гермозоны.

Такое устройство атомной станции позволяет выдержать падение самолета весом до 200 тонн, 8 бальное землетрясение, торнадо и цунами.

Впервые герметичная оболочка была сооружена на американской АЭС Коннектикут Янки в 1968 году.

Полная высота гермозоны – 50-60 метров.

Из чего состоит атомный реактор?

Чтобы понять принцип работы ядерного реактора, а значит и принцип работы АЭС, нужно разобраться в составляющих реактора.

  • Активная зона. Это зона, куда помещается ядерное топливо (тепловыделитель) и замедлитель. Атомы топлива (чаще всего топливом выступает уран) совершают цепную реакцию деления. Замедлитель призван контролировать процесс деления, и позволяет провести нужную по скорости и силе реакцию.
  • Отражатель нейтронов. Отражатель окружает активную зону. Состоит он из того же материала, что и замедлитель. По сути это короб, главное назначение которого – не дать нейтронам выйти из активной зоны и попасть в окружающую среду.
  • Теплоноситель. Теплоноситель должен вобрать в себя тепло, которое выделилось при делении атомов топлива, и передать его другим веществам. Теплоноситель во многом определяет то, как устроена АЭС. Самый популярный теплоноситель на сегодня – вода.
    Система управления реактором. Датчики и механизмы, которые приводят реактор АЭС в действие.

Топливо для АЭС

На чем работает АЭС? Топливо для АЭС – это химические элементы, обладающие радиоактивными свойствами. На всех атомных станциях таким элементом выступает уран.

Устройство станций подразумевает, что АЭС работают на сложном составном топливе, а не на чистом химическом элементе. И чтобы из природного урана добыть урановое топливо, которое загружается в ядерный реактор, нужно провести множество манипуляций.

Обогащенный уран

Уран состоит из двух изотопов, то есть в его составе есть ядра с разной массой. Назвали их по количеству протонов и нейтронов изотоп -235 и изотоп-238. Исследователи 20 века начали добывать из руды 235й уран, т.к. его легче было разлагать и преобразовывать. Выяснилось, что такого урана в природе всего 0,7 % (остальные проценты достались 238му изотопу).

Что делать в этом случае? Уран решили обогащать. Обогащение урана это процесс, когда в нем остается много нужных 235х изотопов и мало ненужных 238х. Задача обогатителей урана – из 0.7% сделать почти 100% урана-235.

Обогатить уран можно с помощью двух технологий – газодиффузионной или газоцентрифужной. Для их использования уран, добытый из руды, переводят в газообразное состояние. В виде газа его и обогащают.

Урановый порошок

Обогащенный урановый газ переводят в твердое состояние – диоксид урана. Такой чистый твердый 235й уран выглядит как большие белые кристаллы, которые позже дробят в урановый порошок.

Урановые таблетки

Урановые таблетки – это твердые металлические шайбы, длиной в пару сантиметров. Чтобы из уранового порошка слепить такие таблетки, его перемешивают с веществом – пластификатором, он улучшает качество прессования таблеток.

Прессованные шайбы запекают при температуре 1200 градусов по Цельсию более суток, чтобы придать таблеткам особую прочность и устойчивость к высоким температурам. То, как работает АЭС, напрямую зависит от того, насколько хорошо спрессовали и запекли урановое топливо.

Запекают таблетки в молибденовых ящиках, т.к. только этот металл способен не расплавиться при «адских» температурах свыше полутора тысяч градусов. После этого урановое топливо для АЭС считается готовым.

Что такое ТВЭЛ и ТВС?

Активная зона реактора внешне выглядит как огромный диск или труба с дырками в стенках (в зависимости от типа реактора), раз в 5 больше человеческого тела. В этих дырках находится урановое топливо, атомы которого и проводят нужную реакцию.

Просто так закинуть топливо в реактор невозможно, ну, если вы не хотите получить взрыв всей станции и аварию с последствиями на пару близлежащих государств. Поэтому урановое топливо помещается в ТВЭЛы, а потом собирается в ТВС. Что значат эти аббревиатуры?

  • ТВЭЛ – тепловыделяющий элемент (не путать с одноименным названием российской компании, которая их производит). По сути это тонкая и длинная циркониевая трубка, сделанная из сплавов циркония, в которую помещаются урановые таблетки. Именно в ТВЭЛах атомы урана начинают взаимодействовать друг с другом, выделяя тепло при реакции.

Цирконий выбран материалом для производства ТВЭЛов благодаря его тугоплавкости и антикоррозийности.

Тип ТВЭЛов зависит от типа и строения реактора. Как правило, строение и назначение ТВЭЛов не меняется, разными могут быть длина и ширина трубки.

В одну циркониевую трубку автомат загружает более 200 урановых таблеток. Всего в реакторе одновременно работают около 10 миллионов урановых таблеток.
ТВС – тепловыделяющая сборка. Работники АЭС называют ТВС пучками.

По сути это несколько ТВЭЛов, скрепленных между собой. ТВС – это готовое атомное топливо, то, на чем работает АЭС. Именно ТВС загружаются в ядерный реактор. В один реактор помещаются около 150 – 400 ТВС.
В зависимости от того, в каком реакторе ТВС будет работать, они бывают разной формы. Иногда пучки складываются в кубическую, иногда в цилиндрическую, иногда в шестиугольную форму.

Одна ТВС за 4 года эксплуатации вырабатывает столько же энергии как при сжигании 670 вагонов угля, 730 цистерн с природным газом или 900 цистерн, груженных нефтью.
Сегодня ТВС производят в основном на заводах России, Франции, США и Японии.

Чтобы доставить топливо для АЭС в другие страны, ТВС запечатывают в длинные и широкие металлические трубы, из труб выкачивают воздух и специальными машинами доставляют на борта грузовых самолетов.

Весит ядерное топливо для АЭС запредельно много, т.к. уран – один из самых тяжелых металлов на планете. Его удельный вес в 2,5 раза больше, чем у стали.

Атомная электростанция: принцип работы

Каков принцип работы АЭС? Принцип работы АЭС базируется на цепной реакции деления атомов радиоактивного вещества – урана. Эта реакция происходит в активной зоне ядерного реактора.

Если не вдаваться в тонкости ядерной физики, принцип работы АЭС выглядит так:
После пуска ядерного реактора из ТВЭЛов извлекаются поглощающие стержни, которые не дают урану вступить в реакцию.

Как только стрежни извлечены, нейтроны урана начинают взаимодействовать друг с другом.

Когда нейтроны сталкиваются, происходит мини-взрыв на атомном уровне, выделяется энергия и рождаются новые нейтроны, начинает происходить цепная реакция. Этот процесс выделяет тепло.

Тепло отдается теплоносителю. В зависимости от типа теплоносителя оно превращается в пар или газ, которые вращают турбину.

Турбина приводит в движение электрогенератор. Именно он по факту и вырабатывает электрический ток.

Если не следить за процессом, нейтроны урана могут сталкиваться друг с другом до тех пор, пока не взорвут реактор и не разнесут всю АЭС в пух и прах. Контролируют процесс компьютерные датчики. Они фиксируют повышение температуры или изменение давления в реакторе и могут автоматически остановить реакции.

Чем отличается принцип работы АЭС от ТЭС (теплоэлектростанций)?

Различия в работе есть только на первых этапах. В АЭС теплоноситель получает тепло от деления атомов уранового топлива, в ТЭС теплоноситель получает тепло от сгорания органического топлива (угля, газа или нефти). После того, как или атомы урана, или газ с углём выделили тепло, схемы работы АЭС и ТЭС одинаковы.

Типы ядерных реакторов

То, как работает АЭС, зависит от того, как именно работает ее атомный реактор. Сегодня есть два основных типа реакторов, которые классифицируются по спектру нейронов:
Реактор на медленных нейтронах, его также называют тепловым.

Для его работы используется 235й уран, который проходит стадии обогащения, создания урановых таблеток и т.д. Сегодня реакторов на медленных нейтронах подавляющее большинство.
Реактор на быстрых нейтронах.

За этими реакторами будущее, т.к. работают они на уране-238, которого в природе пруд пруди и обогащать этот элемент не нужно. Минус таких реакторов только в очень больших затратах на проектирование, строительство и запуск. Сегодня реакторы на быстрых нейтронах работают только в России.

Теплоносителем в реакторах на быстрых нейтронах выступает ртуть, газ, натрий или свинец.

Реакторы на медленных нейтронах, которыми сегодня пользуются все АЭС мира, тоже бывают нескольких типов.

Организация МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергетике) создало свою классификацию, которой пользуются в мировой атомной энергетике чаще всего. Так как принцип работы атомной станции во многом зависит от выбора теплоносителя и замедлителя, МАГАТЭ базировали свою классификацию на этих различиях.


С химической точки зрения оксид дейтерия идеальный замедлитель и теплоноситель, т.к. ее атомы наиболее эффективно взаимодействуют с нейтронами урана по сравнению с другими веществами. Попросту говоря, свою задачу тяжелая вода выполняет с минимальными потерями и максимальным результатом. Однако ее производство стоит денег, в то время как обычную «легкую» и привычную для нас воду использовать куда проще.

Несколько фактов об атомных реакторах…

Интересно, что один реактор АЭС строят не менее 3х лет!
Для постройки реактора необходимо оборудование, которое работает на электрическом токе в 210 кило Ампер, что в миллион раз превышает силу тока, которая способна убить человека.

Одна обечайка (элемент конструкции) ядерного реактора весит 150 тонн. В одном реакторе таких элементов 6.

Водо-водяной реактор

Как работает АЭС в целом, мы уже выяснили, чтобы все «разложить по полочкам» посмотрим, как работает наиболее популярный водо-водяной ядерный реактор.
Во всем мире сегодня используют водо-водяные реакторы поколения 3+. Они считаются самыми надежными и безопасными.

Все водо-водяные реакторы в мире за все годы их эксплуатации в сумме уже успели набрать более 1000 лет безаварийной работы и ни разу не давали серьезных отклонений.

Структура АЭС на водо-водяных реакторах, подразумевает, что между ТВЭЛами циркулирует дистиллированная вода, нагретая до 320 градусов. Чтобы не дать ей перейти в парообразное состояние ее держат под давлением в 160 атмосфер. Схема АЭС называет ее водой первого контура.

Нагретая вода попадает в парогенератор и отдает свое тепло воде второго контура, после чего снова «возвращается» в реактор. Внешне это выглядит так, что трубки воды первого контура соприкасаются с другими трубками – воды второго контура, они передают тепло друг другу, но воды не контактируют. Контактируют трубки.

Таким образом, исключена возможность попадания радиации в воду второго контура, которая будет далее участвовать в процессе добычи электричества.

Безопасность работы АЭС

Узнав принцип работы АЭС мы должны понимать как же устроена безопасность. Устройство АЭС сегодня требует повышенного внимания к правилам безопасности.
Затраты на безопасность АЭС составляют примерно 40% от общей стоимости самой станции.

В схему АЭС закладываются 4 физических барьера, которые препятствуют выходу радиоактивных веществ. Что должны делать эти барьеры? В нужный момент суметь прекратить ядерную реакцию, обеспечивать постоянный отвод тепла от активной зоны и самого реактора, предотвращать выход радионуклеидов за пределы контайнмента (гермозоны).

  • Первый барьер – прочность урановых таблеток. Важно, чтобы они не разрушались под воздействием высоких температур в ядерном реакторе. Во многом то, как работает атомная станция, зависит от того, как «испекли» таблетки из урана на начальной стадии изготовления. Если таблетки с урановым топливом запечь неверно, то реакции атомов урана в реакторе будут непредсказуемыми.
  • Второй барьер – герметичность ТВЭЛов. Циркониевые трубки должны быть плотно запечатаны, если герметичность будет нарушена, то в лучшем случае реактор будет поврежден и работа остановлена, в худшем – все взлетит на воздух.
  • Третий барьер – прочный стальной корпус реактор а, (та самая большая башня – гермозона) который «удерживает» в себе все радиоактивные процессы. Повредится корпус – радиация выйдет в атмосферу.
  • Четвертый барьер – стержни аварийной защиты. Над активной зоной на магниты подвешиваются стержни с замедлителями, которые могут за 2 секунды поглотить все нейтроны и остановить цепную реакцию.

Если, несмотря на устройство АЭС с множеством степеней защиты, охладить активную зону реактора в нужный момент не удастся, и температура топлива возрастет до 2600 градусов, то в дело вступает последняя надежда системы безопасности – так называемая ловушка расплава.

Дело в том, что при такой температуре дно корпуса реактора расплавится, и все остатки ядерного топлива и расплавленных конструкций стекут в специальный подвешенный над активной зоной реактора «стакан».

Ловушка расплава охлаждаема и огнеупорна. Она наполнена так называемым «жертвенным материалом», который постепенно останавливает цепную реакцию деления.

Таким образом, схема АЭС подразумевает несколько степеней защиты, которые практически полностью исключают любую возможность аварии.

Первая в мире плавучая атомная электростанция, спроектированная так, чтобы устоять перед цунами и землетрясениями, подобно тем, что стали причиной катастрофы на Фукусиме (2011), будет открыта на российском Крайнем Севере — Чукотке и начнет производить электроэнергию в 2020 году.

«На данный момент платформа с двумя реакторами на борту проходит морские испытания в доке, которые завершатся к концу этого года или в 2017-ом», — рассказал EFE Георгий Тихомиров, профессор Московского Инженерно-физического института (МИФИ) (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — прим. ред. ).

Затем АЭС будет отбуксирована из Санкт-Петербурга в самый северный город России — Певек (Чукотка), который расположен в защищенной бухте, чтобы заменить собой обычную электростанцию.

«Строительство необходимой портовой инфраструктуры для установки плавучей АЭС началось в конце 2015 года. Прежде, чем установить опоры для платформы, необходимо подвести электролинию для передачи энергии в общую сеть», — объяснил он.

Первый киловатт в 2020 году

Профессор рассчитывает, что «к 2020 году плавучая АЭС произведет свой первый киловатт электроэнергии», называя этот срок «реальным» вне зависимости от колебаний в экономике.

Баржа, как которой установлены оба ядерных реактора имеет 144 метра в длину, 30 — в ширину и 6 метров осадки и водоизмещением 21 тысяча тонн. «Это все равно что круиз. Персонал будет проживать на платформе в условиях четырехзвездочного отеля, со всеми удобствами, ведь им придется провести в каютах целый год», — заметил Тихомиров.

Что касается реакторов (КЛТ-40C), каждый из них обладает мощностью 40 МВт, они могут работать одновременно и будут располагать запасом топлива для автономной работы в течение трех лет.

«Каждые три года производится перегрузка топлива, а каждые двенадцать проводится полное техобслуживание. Предполагается, что общий срок эксплуатации АЭС — 40 лет», — сообщает собеседник EFE.

На станции будет использоваться низкообогащенный уран, а отработанное топливо будет накапливаться на самой платформе. По словам российского физика, плавучая АЭС способна производить такое же количество электроэнергии, что и обычная.

Тихомиров считает, что устанавливаемые на платформе реакторы «абсолютно надежны», что доказывает их бесперебойная работа в течение многих лет на борту «по меньшей мере трех атомных ледоколов».

В случае цунами или землетрясения АЭС поднимут над уровнем моря. «Реакторные блоки компактные и автономные. Это не такие реакторы, как были установлены на Чернобыльской АЭС, разумеется. Вариант развития событий по фукусимскому сценарию также исключен», — утверждает ученый.
Эксперт объяснил, что в случае опасности цунами или подземных толчков, что «маловероятно» в Арктике, «АЭС будет поднята над уровнем моря при помощи прочных опор, на которых она установлена».

«Это сложное техническое решение, но оно гарантирует как безопасность, так и бесперебойную поставку электроэнергии», — сказал он.

После аварии на атомной электростанции Фукусима в Японии (2011 году) российские власти пообещали не размещать плавающие АЭС в зонах с высокой сейсмической активностью. По этой причине был исключен вариант установки станции на вулканическом полуострове Камчатка в Тихом океане.

Гринпис: бомба замедленного действия

«Гринпис», напротив, считает, что подобные станции являются настоящими «бомбами с часовым механизмом», поскольку на них накапливается большое количество урана, а, кроме того, «подарком для террористов», а значит для их охраны потребуется целый военный флот, что сделает проект чрезвычайно дорогостоящим.

В ответ на эти утверждения Тихомиров исключает возможную угрозу зхвата АЭС террористами, поскольку все современные атомные электростанции оснащены чрезвычайными мерами защиты, чтобы предотвратить доступ к радиоактивному топливу.

«До сих пор не было ни одной попытки захватить атомные станции. Кроме того, Чукотка в силу своей удаленности является вполне безопасным местом», — напомнил ученый.

Помимо снабжения экологически чистой электроэнергией удаленных районов, плавучая АЭС способна вырабатывать тепло, что позволит отказаться от использования для этих целей угля, газа и нефти.

Исследование ресурсов российской Арктики

От успеха этого первого проекта будет зависеть, одобрит ли российское правительство строительство остальных запланированных плавучих АЭС — хотя «Росатом» уже подготовил документацию на 5-7 мобильных платформ для «исследования ресурсов российской Арктики».

«Преимуществом плавучей АЭС является то, что она может быть пришвартована практически в любом месте, где есть линия электропередачи», — отмечает Тихомиров.

Он полагает, что «если на арктическом шельфе будет найдена нефть, (…) наиболее логичным будет установить там плавучую АЭС».

«Почему? Да потому что обычная электростанция обойдется гораздо дороже», — уверяет профессор и добавляет, что таяние арктических льдов и открытие арктического морского пути в качестве альтернативы Суэцому каналу мгновенно повысит спрос на плавучие АЭС на рынке.

Тихомиров убежден, что такие установки могли бы стать «хорошим коммерческим продуктом», но считает «преждевременным» говорить об их экспорте, хотя такие страны, как Чили, Бразилия или Индонезия, уже выразили свою заинтересованность проектом, а Китай решил запустить свою версию плавучих АЭС.

США запустили в 1968 году плавучую АЭС (Surgis) в Панамском канале, которая была выведена из эксплуатации в 1976-ом по причине высоких затрат на ее содержание.

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" представляет собой проект мобильных транспортных энергоблоков небольшой мощности. Это всего лишь первый энергоблок, который войдет в состав полной плавучей АЭС. Уже в 2019 году он должен прибыть в северный порт Певек. Основная цель этого блока - замена Билибинской атомной станции и Чаунской ТЭЦ.

Предназначение

Плавучая АЭС в Певеке должна обеспечить жителей Чукотки теплом и электричеством. Работающая Билибинская атомная станция и Чаунская ТЭЦ должны быть выведены из эксплуатации, поскольку их срок службы подходит к концу в силу устаревшего оборудования. Конечно, на Чукотке можно было бы построить новую АЭС, однако из-за сильных морозов сделать это дорого и сложно. Вместо этого по заказу российской компании "Росатом" идет строительство плавучей АЭС. Эта идея лежала на поверхности, ведь построить энергоблок в нормальных условиях проще, чем в вечной мерзлоте. Уже готовые блоки можно переправлять по воде к дальним городам, пришвартовывать их там и обеспечивать местных жителей электричеством. Также от этих энергоблоков можно запитать нефтяные и газовые платформы, предприятия.

Кроме того, плавучая атомная электростанция способна обеспечивать жителей и предприятия тепловой энергией, а также производить опреснение морской воды. В сутки возможно переработать от 40 до 240 кубометров морской воды, после чего она становится пресной и пригодной для употребления. Все это позволяет поднять промышленный потенциал регионов и даже привлекать инвестиции за счет удешевления электроэнергии.

Судно как город

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" - это огромный корабль с размером в 12-этажный дом и длиной в 144 метра. Его можно сравнивать с небольшим городом. На корабле вместо запутанных улиц есть лабиринты коридоров, вместо мэрии здесь находится центральный пост - именно с него осуществляется управления технологическими процессами. Вместо домов на корабле есть удобные одноместные каюты для персонала. Для руководящего состава еще предусмотрены кабинеты.

Также на этой плавучей АЭС находятся социальные объекты: библиотека, спортивный и тренажерный зал, сауна, а также специальный пресс-рум для общения с представителями прессы.

Всего на судне 96 членов экипажа, которые работают вахтовым методом по три месяца. Такая схема работы является стандартной и применяется на многих крупных судах, которые долгие месяцы находятся в море.

Стоимость и участники проекта

Стоимость первого блока плавучей АЭС обошлась в 16.5 миллиардов рублей. Сюда входит все: строительство, оборудование, реакторная установка, создание специальных береговых сооружений для швартовки судна. Если от этой суммы отбросить все лишнее, то цена "чистой" плавучей энергоустановки составит 14.1 миллиарда рублей. Следовательно, 2.4 миллиарда рублей ушло на возведение гидротехнических и береговых сооружений, которые также необходимы для обеспечения работы судна.

Участниками проекта выступают следующие предприятия:

  1. Компания "Росатом" является заказчиком.
  2. "Атомэнерго" - проектировщик плавучей атомной электростанции.
  3. ОАО "Балтийский завод" - изготовитель.
  4. Изготовление турбин взял на себя Калужский турбинный завод.
  5. За поставку реакторных установок отвечал "ОКБМ им. И.И. Африкантова".

Планы на будущее

Стоит отметить, что проект плавучей АЭС в Санкт-Петербурге в случае успеха становится весьма перспективным. Многие страны ждут начала работы данной станции с целью определения ее эффективности и целесообразности использовать у себя. Еще в 2002 году компания "Росатом" подписала декларации о строительстве плавучих АЭС для использования в Вилючинске (Камчатка), Дудинке (Таймыр), Певеке. Также эти "плавучки" должны появиться в Якутии и Красноярском крае.

Безопасность

Учитывая то, какой "груз" на борту такой плавучей станции, вопрос безопасности является одним из самых острых. Начать, пожалуй, стоит с того, что обогащение топлива, которое используется в плавучем энергоблоке, не превышает установленного МАГАТЭ уровня. Следовательно, все станции создаются в узких рамках международного законодательства.

Второй актуальный вопрос - это устойчивость плавучей установки к природным воздействиям. Смерч, цунами, сильные ветра - все это плавучая АЭС должна выдерживать. О "ОКБМ им Африкантова" располагают технологиями изготовления атомных установок, которые будут выдерживать любые природные динамические нагрузки. Эти технологии были применены при создании плавучей атомной станции. Косвенным подтверждением тому являются атомные реакторные установки крейсера "Курск". Они выдержали мощный взрыв, а после этого обеспечили вывод реактора и поддерживали его в безопасном состоянии, из-за чего радиоактивные вещества не вышли в окружающую среду.

Как и любая другая станция, плавучий энергоблок также проектируется с запасом прочности, превышающим возможные нагрузки в местности, где планируется эксплуатация блока. Также в расчет берутся и нагрузки, которые предположительно могут возникнуть в результате столкновения с другим судном или береговым сооружением.

А вообще, сотни судов с энергетическими атомными установками используются в составе флотов России, США, Китая, Франции, Англии. Ледоколы, авианосцы, крейсера, подводные лодки - на многих из этих судов установлены атомные силовые установки, и базируются они в портах, которые находятся вблизи крупных городов.

Обслуживание

Что касается ремонта и перезагрузки топлива, то все эти операции выполняются в России с привлечением специализированных предприятий, занимающихся технологическим обслуживанием атомных судов. В их состав входят квалифицированные специалисты, а сами компании обладают необходимым оборудованием для обслуживания судов.

После того, как энергоблок отслужит 40 лет, он будет заменен на новый. Старый же блок возвращается на специализированное предприятие, где утилизируется. В результате от него не останется никаких опасных материалов и веществ, которые могли бы навредить окружающей среде и человеку.

Кто против плавучей АЭС?

Как и многие другие амбициозные проекты, идея создания "плавучего Чернобыля" была плохо воспринята экологами. Они не просто не приветствуют подобную идею, они считают, что нахождение на плаву столь мощной реакторной установки является опасным. Специалисты, принимающие участие в этом проекте, утверждают, что опасности нет, так как уже много лет атомные суда находятся на плаву, и никаких катастроф не происходит. Но активисты настаивают на своем, приводя в качестве аргумента тот факт, что параметры реакторов плавучей установки изменены по сравнению с параметрами реакторов, использующихся на ледоколах, крейсерах и т.д. В частности, реакторы плавучих АЭС обладают большей активной зоной, да и работать они будут в более жестких условиях, а заявленный 40-летний срок службы превышает допустимый срок работы подобных реакторов. Поэтому многие экологи допускают, что в Поморье готовится большой ядерный эксперимент, который может закончиться пагубно не только для данных регионов, но и для всей России.

Также и "Гринпис" присоединился к протесту, опубликовав на своем сайте огромный список аварий на судах с реакторными установками. Список был внушительный, а составлен он на основе доступных общественных источников. В этот список вошло более чем 100 аварий, произошедших на судах, включая и аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Отходы

Экологи уверены, что Россия прикрывается проблемами энергоснабжения отдаленных регионов для постройки плавучих ядерных реакторов, которые в дальнейшем будут сдаваться в лизинг за границу. При этом есть большая вероятность, что обслуживание, в том числе и захоронение отработанного ядерного топлива, будет брать на себя также Россия. Уплывшая из Северодвинска баржа с ядерным топливом, вернется обратно через 40 лет в качестве большой мусорной ядерной свалки. Если поставить на поток производство таких АЭС, то очень скоро возникнет проблема с утилизаций отработанного топлива, а хоронить его будет сложнее, чем обычное топливо из наземных АЭС.

Дороговизна

Заместитель гендиректора "Росатома" Сергей Крысов заявлял ранее, что стоимость одного произведенного на плавучей АЭС кВт*ч составляет 1.5 рубля. Это намного дешевле, чем стоимость кВт*ч, полученного при сжигании газа или угля в условиях Крайнего Севера, ведь цена за электричество формируется в первую очередь транспортной составляющей.

Генеральный директор фирмы "Малая энергетика" признается, что по сравнению с наземными АЭС стоимость производства одного кВт*ч на плавучей станции обходится намного дороже, но в любом случае это дешевле, чем использование ископаемого топлива в условиях Крайнего Севера. Стоит отметить, что в стоимости строительства плавучей АЭС не учитывались расходы на утилизацию отработанного топлива, которое нужно будет хоронить через 40 лет. С учетом этих расходов, возможно, цена за производство одного кВт*ч электричества могла оказаться намного выше, чем стоимость одного кВт*ч при использовании газа или угля.

Однако сейчас никто платить и учитывать расходы на утилизацию не собирается. Вполне возможно, что в течение 40 лет будут изобретены дешевые технологии утилизации. Также могут быть изобретены способы повторного использования отработанного ядерного топлива.

В заключение

В мире плавучих АЭС всего две. Первую планировали построить в 1961 году американцы, однако уже 1976 года она была выведена из эксплуатации из-за экономической неэффективности и небезопасности применения. "Академик Ломоносов" - это единственная на сегодняшний день рабочая плавучая атомная электростанция, которая является весьма неплохим решением для энергоснабжения отдаленных северных регионов России. Со временем использование этих "мобильных батареек" позволит развивать промышленность и увеличивать мощности существующих предприятий в отдаленных регионах, где ранее этого нельзя было сделать из-за дороговизны или отсутствия электроэнергии.

Пла-ву-чая атом-ная теп-ло-элек-тро-стан-ция Ака-де-мик Ло-мо-но-сов - го-лов-ной проект серии мо-биль-ных транс-пор-та-бель-ных энер-го-бло-ков малой мощ-но-сти.

Энер-го-уста-нов-ка ПАТЭС имеет мак-си-маль-ную элек-три-че-скую мощ-ность болеее 70 МВт и вклю-ча-ет 2 ре-ак-тор-ные уста-нов-ки КЛТ-40С.

ОАО ОКБМ Аф-ри-кан-тов яв-ля-ет-ся глав-ным кон-струк-то-ром, из-го-то-ви-те-лем и ком-плект-ным по-став-щи-ком обо-ру-до-ва-ния этих ре-ак-тор-ных уста-но-вок теп-ло-вой мощ-но-стью 150 МВт каждая - ре-ак-то-ров, ИМ СУЗ, на-со-сов, обо-ру-до-ва-ния об-ра-ще-ния с топ-ли-вом, вспо-мо-га-тель-но-го обо-ру-до-ва-ния и др.

Пла-ву-чий энер-го-блок, пред-ла-га-е-мый для энер-го-обес-пе-че-ния круп-ных про-мыш-лен-ных пред-при-я-тий, пор-то-вых го-ро-дов, ком-плек-сов по добыче и пе-ре-ра-бот-ке нефти и газа на шельфе морей создан на основе се-рий-ной энер-ге-ти-че-ской уста-нов-ки атом-ных ле-до-ко-лов, про-ве-рен-ной в те-че-ние их дли-тель-ной экс-плу-а-та-ции в Арк-ти-ке.

Вы-пол-нен-ные ин-сти-ту-та-ми и пред-при-я-ти-я-ми ГК Ро-са-том ис-сле-до-ва-ния и про-ект-ные про-ра-бот-ки по-ка-за-ли воз-мож-ность со-зда-ния на основе осво-ен-ных в России су-до-вых ре-ак-то-ров энер-го-и-сточ-ни-ков нового класса для ком-мер-че-ско-го про-из-вод-ства элек-три-че-ства, опрес-нен-ной воды, про-мыш-лен-но-го и бы-то-во-го тепла - пла-ву-чих атом-ных энер-го-бло-ков мощ-но-стью от 3,5 до 70 ме-га-ватт (эл.) и более.

Пла-ву-чий энер-го-блок (ПЭБ) - это ав-то-ном-ный энер-ге-ти-че-ский объект, ко-то-рый це-ли-ком со-зда-ет-ся на су-до-стро-и-тель-ном заводе как неса-мо-ход-ное судно и затем бук-си-ру-ет-ся мор-ским или речным путем к месту его экс-плу-а-та-ции.

За-каз-чи-ку по-став-ля-ет-ся пол-но-стью по-стро-ен-ный, ис-пы-тан-ный и го-то-вый к работе энер-ге-ти-че-ский объект с жилыми по-ме-ще-ни-я-ми и полной ин-фра-струк-ту-рой, обес-пе-чи-ва-ю-щей про-жи-ва-ние экс-плу-а-та-ци-он-но-го пер-со-на-ла и тех-ни-че-ское об-слу-жи-ва-ние самого объ-ек-та, то есть ре-а-ли-зу-ет-ся тех-но-ло-гия сдачи «под ключ».

Со-глас-но про-ек-ту, ПАТЭС со-сто-ит из глад-ко-па-луб-но-го неса-мо-ход-но-го судна с двумя ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми КЛТ-40С ле-до-коль-но-го типа, раз-ра-бо-тан-ны-ми «ОКБМ Аф-ри-кан-тов. Длина судна - 144 метра, ширина - 30 метров.

Во-до-из-ме-ще-ние - 21,5 тыс тонн.
Пла-ву-чая стан-ция может ис-поль-зо-вать-ся для по-лу-че-ния элек-три-че-ской и теп-ло-вой энер-гии, а также для опрес-не-ния мор-ской воды.

В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн прес-ной воды.
Уста-нов-лен-ная элек-три-че-ская мощ-ность каж-до-го ре-ак-то-ра - 35 МВт, теп-ло-вая мощ-ность - 140 Гкал/час.

Срок экс-плу-а-та-ции стан-ции со-ста-вит ми-ни-мум 36 лет: 3 цикла по 12 лет, между ко-то-ры-ми необ-хо-ди-мо осу-ществ-лять пе-ре-груз-ку ак-тив-ных зон ре-ак-тор-ных уста-но-вок.

Корпус ре-ак-то-ра ПАТЭС в цехе пред-при-я-тия

Стро-и-тель-ство ПЭБ в за-вод-ских усло-ви-ях поз-во-ля-ет мак-си-маль-но со-кра-тить сроки и сто-и-мость со-ору-же-ния стан-ции, обес-пе-чи-вая од-но-вре-мен-но самые вы-со-кие тре-бо-ва-ния к ка-че-ству.

Ис-клю-ча-ют-ся до-ро-го-сто-я-щие стро-и-тель-ные работы на месте раз-ме-ще-ния ПАТЭС. При необ-хо-ди-мо-сти ПЭБ может быть пе-ре-ба-зи-ро-ван с одной пло-щад-ки на другую.

Пла-ву-чие энер-го-бло-ки наи-луч-шим об-ра-зом при-спо-соб-ле-ны для работы в труд-но-до-ступ-ных рай-о-нах по бе-ре-гам морей или круп-ных рек, уда-лен-ных от систем цен-тра-ли-зо-ван-но-го энер-го-снаб-же-ния.

В России это, прежде всего, районы Край-не-го Севера и Даль-не-го Во-сто-ка, ко-то-рые не охва-че-ны единой энер-ге-ти-че-ской си-сте-мой и нуж-да-ют-ся в на-деж-ных и эко-но-ми-че-ски при-ем-ле-мых ис-точ-ни-ках энер-гии.

Здесь уже в на-сто-я-щее время су-ще-ству-ет острая по-треб-ность в несколь-ких де-сят-ках теп-ло-элек-тро-стан-ций малой мощ-но-сти для сти-му-ли-ро-ва-ния раз-ви-тия эко-но-ми-че-ской ак-тив-но-сти и обес-пе-че-ния со-вре-мен-ных усло-вий жизни мест-но-го на-се-ле-ния.

Ти-пич-ные по-сел-ки Севера имеют от сотен до несколь-ких тысяч че-ло-век.

По-треб-но-сти такого по-сел-ка в элек-тро-энер-гии со-став-ля-ют со-от-вет-ствен-но от несколь-ких единиц до несколь-ких де-сят-ков МВт. Ана-ло-гич-ны про-мыш-лен-ные по-треб-но-сти боль-шин-ства руд-ни-ков и горно-обо-га-ти-тель-ных ком-би-на-тов.

Для экс-пор-та в при-бреж-ные районы стран и ре-ги-о-нов с за-суш-ли-вым кли-ма-том раз-ра-бо-тан ва-ри-ант атом-но-го энер-го-опрес-ни-тель-но-го ком-плек-са (ПАЭОК), ко-то-рый про-из-во-дит не только элек-тро-энер-гию, но и ка-че-ствен-ную пи-тье-вую воду из мор-ской воды.

В со-ста-ве такого ком-плек-са - ПЭБ и пла-ву-чий во-до-опрес-ни-тель-ный ком-плекс, в ко-то-ром может ис-поль-зо-вать-ся либо тех-но-ло-гия об-рат-но-го осмоса (RO), либо- мно-го-сту-пен-ча-тые ис-па-ри-тель-ные уста-нов-ки (MED).

Ин-те-рес к таким ком-плек-сам про-яв-ля-ют многие страны Африки, Азии и Европы, ис-пы-ты-ва-ю-щие острый де-фи-цит прес-ной воды.

Обо-га-ще-ние топ-ли-ва, при-ме-ня-е-мо-го в уста-нов-ках пла-ву-че-го энер-го-бло-ка, не пре-вы-ша-ет пре-дель-но-го уровня, уста-нов-лен-но-го МАГАТЭ для со-блю-де-ния режима нерас-про-стра-не-ния ядер-но-го оружия.

Это поз-во-ля-ет ис-поль-зо-вать атом-ные пла-ву-чие энер-го-и-сточ-ни-ки в рамках меж-ду-на-род-но-го за-ко-но-да-тель-ства в том числе и в раз-ви-ва-ю-щих-ся стра-нах.

Работа стан-ции в при-бреж-ных рай-о-нах ми-ро-во-го океана ставит вопрос об их устой-чи-во-сти к экс-тре-маль-ным при-род-ным воз-дей-стви-ям, таким как цунами, смерчи и т.п. ОАО "ОКБМ Аф-ри-кан-тов" рас-по-ла-га-ет ком-плек-сом тех-но-ло-гий для из-го-тов-ле-ния атом-ной энер-го-уста-нов-ки таким об-ра-зом, чтобы она вы-дер-жи-ва-ла любой за-дан-ный в про-ек-те уро-вень ди-на-ми-че-ских на-гру-зок. Это под-твер-жде-но прак-ти-кой: ре-ак-тор-ные уста-нов-ки атом-но-го под-вод-но-го крей-се-ра "Курск", со-здан-ные спе-ци-а-ли-ста-ми ОКБМ, не только вы-дер-жа-ли мощный взрыв, но и ав-то-ном-но обес-пе-чи-ли вывод ре-ак-то-ра из работы, под-дер-жа-ние его в без-опас-ном со-сто-я-нии. Даже про-дол-жи-тель-ное пре-бы-ва-ние раз-ру-шен-но-го ко-раб-ля под водой не при-ве-ло к выходу ра-дио-ак-тив-но-сти в окру-жа-ю-щую среду.

Ба-рье-ры защиты пла-ву-чей АЭС, пре-пят-ству-ю-щие выходу ра-дио-ак-тив-но-сти в окру-жа-ю-щую среду

Пла-ву-чая атом-ная стан-ция - впро-чем как и любая другая - со-глас-но со-вре-мен-ным нормам без-опас-но-сти из-на-чаль-но про-ек-ти-ру-ет-ся с «за-па-сом проч-но-сти», пре-вы-ша-ю-щим пре-дель-но воз-мож-ные в данной мест-но-сти на-груз-ки, такие как удар волны цунами по стан-ции, столк-но-ве-ние с другим судном или с бе-ре-го-вым со-ору-же-ни-ем в ре-зуль-та-те такого удара.

Говоря о без-опас-но-сти пла-ву-чих АЭС важно от-ме-тить, что сотни судов и во-ен-ных ко-раб-лей с атом-ны-ми энер-ге-ти-че-ски-ми уста-нов-ка-ми, экс-плу-а-ти-ру-ют-ся в со-ста-ве флотов России, Со-еди-нен-ных Штатов, Китая, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Фран-ции.

Атом-ные ле-до-ко-лы, ра-кет-ные крей-се-ра, авиа-нос-цы и атом-ные под-вод-ные лодки ба-зи-ру-ют-ся в портах, неред-ко на-хо-дя-щих-ся вблизи круп-ных го-ро-дов (на-при-мер, в г Мур-ман-ске).

Ремонт стан-ции и пе-ре-груз-ка топ-ли-ва будут вы-пол-нять-ся в усло-ви-ях су-ще-ству-ю-щих в нашей стране спе-ци-а-ли-зи-ро-ван-ных пред-при-я-тий тех-но-ло-ги-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния атом-ных судов, рас-по-ла-га-ю-щих необ-хо-ди-мым обо-ру-до-ва-ни-ем и ква-ли-фи-ци-ро-ван-ным пер-со-на-лом.

После 40 лет работы энер-го-блок будет за-ме-нен новым, в то время как старый воз-вра-ща-ет-ся на спе-ци-а-ли-зи-ро-ван-ное тех-но-ло-ги-че-ское пред-при-я-тие для ути-ли-за-ции.

Как в про-цес-се, так и после окон-ча-ния работы пла-ву-чей АТЭС на месте ее экс-плу-а-та-ции не оста-ет-ся ни-ка-ких эко-ло-ги-че-ски опас-ных ве-ществ и ма-те-ри-а-лов (прин-цип "зе-ле-ной лу-жай-ки").

На-ча-лись ис-пы-та-ния пла-ву-чей АЭС "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов"

Под-пи-сан приказ о начале швар-тов-ных ис-пы-та-ний пер-во-го в мире пла-ву-че-го энер-ге-ти-че-ско-го блока (ПЭБ) "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов". Со-глас-но гра-фи-ку стро-и-тель-ства ПЭБ, ис-пы-та-ния нач-нут-ся 1 июля 2016 года.
Про-ве-де-ние швар-тов-ных ис-пы-та-ний на заказе - это важ-ней-ший этап стро-и-тель-ства, опре-де-ля-ю-щий начало его фи-наль-ной стадии. Швар-тов-ные ис-пы-та-ния прой-дут по особой тех-но-ло-ги-че-ской схеме и будут сов-ме-ще-ны с до-стро-еч-ны-ми ра-бо-та-ми в по-ме-ще-ни-ях пе-ре-гру-зоч-но-го ком-плек-са, ап-па-рат-ных и ма-шин-ных от-де-ле-ний, что по-тре-бу-ет от завода вы-со-кой ор-га-ни-зо-ван-но-сти и по-вы-шен-ных мер без-опас-но-сти.

Ис-пы-та-ния будут про-хо-дить по-сле-до-ва-тель-но, чтобы не до-пу-стить сов-ме-ще-ния стро-и-тель-ства и ис-пы-та-ний в одних и тех же рай-о-нах и по-ме-ще-ни-ях стро-я-ще-го-ся ПЭБ. Пла-но-вый срок окон-ча-ния швар-тов-ных ис-пы-та-ний 30 ок-тяб-ря 2017 г.

После этого ПАТЭС «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» уже выйдет с завода как го-то-вый объект, ко-то-рый будет до-став-лен по Се-вер-но-му мор-ско-му пути к месту работы и под-клю-чен к бе-ре-го-вой ин-фра-струк-ту-ре, со-ору-жа-е-мой в порту г. Певеке. Го-тов-ность энер-го-бло-ка к транс-пор-ти-ров-ке должна быть до-стиг-ну-та к концу 2017 г. В сен-тяб-ре 2019 г. «Рос-энер-го-атом» пла-ни-ру-ет при-сту-пить к уста-нов-ке энер-го-бло-ка на штат-ное место, а в осенью 2019 г. - начать ис-пы-та-ния ПАТЭС и ввести ее в экс-плу-а-та-цию.

ПАТЭC «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» (Фото: Рос-энер-го-атом)

ПЭБ про-ек-та 20870 "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов" - это неса-мо-ход-ное судно с двумя атом-ны-ми ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми "КЛТ-40" на борту, пред-на-зна-чен-ное для обес-пе-че-ния элек-тро-энер-ги-ей и теплом труд-но-до-ступ-ных объ-ек-тов в се-вер-ных морях, а также для опрес-не-ния мор-ской воды. Со-глас-но тех-ха-рак-те-ри-сти-кам, ПЭБ спо-со-бен в но-ми-наль-ном режиме вы-да-вать в бе-ре-го-вые сети до 70 МВт элек-тро-энер-гии и 300 МВт теп-ло-вой энер-гии, что до-ста-точ-но для под-дер-жа-ния жиз-не-де-я-тель-но-сти города с на-се-ле-ни-ем 200 000 че-ло-век.

Срок экс-плу-а-та-ции энер-го-бло-ка со-став-ля-ет сорок лет. При этом каждые три года необ-хо-ди-мо со-вер-шать пе-ре-за-ряд-ку ре-ак-то-ров. Экс-плу-а-ти-ро-вать ПЭБ будет по-сто-ян-ный экипаж судна из 69 че-ло-век.

«Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» про-ек-та 20870 пред-на-зна-чен для работы в со-ста-ве пла-ву-чей атом-ной теп-ло-элек-тро-стан-ции (ПАТЭС). Стан-ция осна-ще-на ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми КЛТ-40С, ко-то-рые спо-соб-ны вы-ра-ба-ты-вать до 70 МВт элек-тро-энер-гии и 50 Гкал/ч теп-ло-вой энер-гии в но-ми-наль-ном ра-бо-чем режиме.

Пла-ву-чий энер-го-блок за-ме-нит вы-бы-ва-ю-щие к 2019 году на Чу-кот-ке ге-не-ри-ру-ю-щие мощ-но-сти — Би-ли-бин-скую АЭС и Ча-ун-скую ТЭЦ , что важно с точки зрения га-ран-ти-ро-ван-но-го и устой-чи-во-го энер-го-обес-пе-че-ния ре-ги-о-на.

Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция - аб-со-лют-ный ми-ро-вой мо-но-по-лист в об-ла-сти пла-ву-чих атом-ных элек-тро-стан-ци-ях, ко-то-рые пер-спек-тив-но ис-поль-зо-вать в при-бреж-ном ин-фра-струк-тур-ном стро-и-тель-стве.

Состав ПАТЭС с РУ типа КЛТ-40

В на-сто-я-щее время ПАТЭС «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» (проект 20870) до-стра-и-ва-ет-ся на «Бал-тий-ском заводе». По плану, она должна быть сдана в сен-тяб-ре 2016 г., но учи-ты-вая "экс-пе-ри-мен-таль-ный ха-рак-тер" первой ПАТЭС, окон-ча-тель-ные сроки ее сдачи и бюджет оста-ют-ся "пла-ва-ю-щи-ми". Несмот-ря на со-гла-ше-ние с Балт-за-во-дом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Ро-са-то-ме" при-зна-ют, что на до-строй-ку и ис-пы-та-ния по-тен-ци-аль-но есть время до 2019 года. Ожи-да-ет-ся, что пла-ву-чий энер-го-блок весной 2018 года от-бук-си-ру-ют с Бал-тий-ско-го завода в Мур-манск на пло-щад-ку Ро-са-том-фло-та, где осенью со-сто-ит-ся за-груз-ка ядер-но-го топ-ли-ва в ре-ак-тор и фи-зи-че-ский пуск энер-го-бло-ка.

Сама идея ис-поль-зо-ва-ния атом-ной энер-гии в транс-порт-ных уста-нов-ках не яв-ля-ет-ся новой. По-доб-ные про-ек-ты раз-ра-ба-ты-ва-лись в Англии, Гер-ма-нии и в США. Но эти страны к на-сто-я-ще-му мо-мен-ту от-ка-за-лись от про-ек-тов пла-ву-чих АЭС, по-счи-тав их бес-пер-спек-тив-ны-ми.

Впер-вые пла-ву-чие ре-ак-то-ры ис-поль-зо-ва-лись в США для обес-пе-че-ния энер-ги-ей Па-нам-ско-го канала (1966-1976 гг.) и аме-ри-кан-ской ис-сле-до-ва-тель-ской базы в Ан-тарк-ти-ке (1962-1972 гг.). На-при-мер, аме-ри-кан-ская пла-ву-чая стан-ция Sturgis (мощ-ность 10 МВт) с 1976 г. на-хо-ди-лась в нера-бо-чем со-сто-я-нии на сто-ян-ке в штате Вир-ги-ния, и недав-но ее от-бук-си-ро-ва-ли в Гал-ве-стон для ути-ли-за-ции.

Недав-но ки-тай-ская кор-по-ра-ция CGN (China General Nuclear Power Corporation) объ-яви-ла об офи-ци-аль-ном за-пус-ке про-ек-та пла-ву-чей стан-ции с ре-ак-то-ром малой мощ-но-сти ACPR50S.

Как со-об-щил пред-ста-ви-тель кор-по-ра-ции Хуан Сяофэй в городе Шэ-нь-чж-э-нь (про-вин-ция Гу-ан-дун, Южный Китай), CGN за-клю-чи-ла со-гла-ше-ние с кор-по-ра-ци-ей Dongfang Electric Corporation о по-куп-ке кор-пу-са ре-ак-то-ра под дав-ле-ни-ем.

Китайская ПАТЭС ACPR50S

Проект ACPR50S счи-та-ет-ся наи-бо-лее оп-ти-маль-ным ре-ше-ни-ем ком-би-ни-ро-ван-ных по-ста-вок тепла, элек-тро-энер-гии и прес-ной воды для работ по осво-е-нию мор-ских ре-сур-сов, а также для по-ста-вок элек-тро-энер-гии и ока-за-ния помощи при воз-ник-но-ве-нии чрез-вы-чай-ных си-ту-а-ций в ост-ров-ных и при-бреж-ных рай-о-нах.

В Со-вет-ском Союзе в 80-х годах раз-ра-ба-ты-ва-ли проект пла-ву-чей АЭС «Вол-но-лом 3» с ре-ак-то-ром АБВ-6 (мощ-ность 12 МВт) для ис-поль-зо-ва-ния на по-ли-гоне МО на Новой Земле. Однако работы над со-зда-ни-ем этой ПАТЭС были пре-кра-ще-ны в на-чаль-ной стадии.

Первый граж-дан-ский проект ПАТЭС в России по-явил-ся в начале 90-х годов. В ходе вы-пол-не-ния По-ста-нов-ле-ния Пра-ви-тель-ства России от 9 июня 1992 года за №389 о путях пре-одо-ле-ния кри-зи-са топ-лив-но-го энер-ге-ти-че-ско-го ком-плек-са Даль-не-го Во-сто-ка и Во-сточ-ной Сибири группа экс-пер-тов Ми-на-то-ма в 1993 году пред-ло-жи-ла ис-поль-зо-вать АЭС малой мощ-но-сти (100-180 МВт) на основе ре-ак-то-ров су-до-вых и ко-ра-бель-ных атом-ных энер-ге-ти-че-ских уста-но-вок. По заказу Ми-на-то-ма России в период 1992-1994 гг. был про-ве-ден ряд кон-кур-сов на лучший проект атом-ной стан-ции малой мощ-но-сти, ор-га-ни-зо-ва-но АО «Малая энер-ге-ти-ка». В классе ре-ак-тор-ных уста-но-вок свыше 50 МВт первое место в кон-кур-се было при-суж-де-но про-ек-ту АЭС на основе пла-ву-че-го энер-го-бло-ка с двумя ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми типа КЛТ-40С.

Ак-тив-ная фаза стро-и-тель-ства го-лов-но-го пла-ву-че-го энер-го-бло-ка для первой рос-сий-ской ПАТЭС на-ча-лась в 2007 г. Ма-лай-зия, Ин-до-не-зия, Южная Корея, Мо-зам-бик, На-ми-бия, ЮАР, Индия, Вьет-нам про-яви-ли боль-шой ин-те-рес к про-ек-ту, и Ро-са-том пла-ни-ру-ет пе-ре-да-вать ПАТЭС в лизинг этим стра-нам. В ка-че-стве пер-спек-тив-но-го рынка Ро-са-том рас-смат-ри-ва-ет также страны Южной Аме-ри-ки.

Гос-экс-пер-ти-за одоб-ри-ла со-зда-ние первой в России пла-ву-чей АЭС

Глав-гос-экс-пер-ти-за России раз-ре-ши-ла стро-и-тель-ство первой пла-ву-чей атом-ной элек-тро-стан-ции на Чу-кот-ке. Она должна стать самой се-вер-ной АЭС в мире
Как со-об-ща-ет пресс-служба Фе-де-раль-но-го ав-то-ном-но-го учре-жде-ния «Глав-ное управ-ле-ние го-су-дар-ствен-ной экс-пер-ти-зы» (Глав-гос-экс-пер-ти-за), ве-дом-ство выдало по-ло-жи-тель-ное за-клю-че-ние на стро-и-тель-ство пла-ву-чей атом-ной теп-ло-элек-тро-стан-ции (ПАТЭС) «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» в городе Певек (Чу-кот-ский ав-то-ном-ный округ). Она должна стать самой се-вер-ной атом-ной стан-ци-ей в мире.

В со-об-ще-нии ве-дом-ства ука-зы-ва-ет-ся, что про-ект-ная до-ку-мен-та-ция пла-ву-чей АЭС со-от-вет-ству-ет тре-бо-ва-ни-ям тех-ни-че-ских ре-гла-мен-тов, а смет-ная сто-и-мость про-ек-та опре-де-ле-на до-сто-вер-но.
Как ранее со-об-щал агент-ству «РИА Но-во-сти» пред-ста-ви-тель «Рос-энер-го-ато-ма» (за-ни-ма-ет-ся фи-нан-си-ро-ва-ни-ем про-ек-та) Сергей За-вья-лов, общая сто-и-мость про-ек-та со-став-ля-ет до 30 млрд руб. Около 22 млрд руб. со-став-ля-ет сто-и-мость го-лов-но-го пла-ву-че-го энер-го-бло-ка, еще по-ряд-ка 7 млрд — за-тра-ты на бе-ре-го-вые со-ору-же-ния.

ПАТЭС «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» в со-от-вет-ствии с про-ек-том должна быть вве-де-на в экс-плу-а-та-цию к 2019 году. Ее за-да-чей станет замена мощ-но-стей Би-ли-бин-ской АЭС. В со-от-вет-ствии с пла-на-ми пла-ву-чая элек-тро-стан-ция станет глав-ным объ-ек-том жиз-не-обес-пе-че-ния се-вер-но-го района Чу-кот-ки.
Саму элек-тро-стан-цию конца 2000-х годов стро-и-ли на тер-ри-то-рии ОАО «Бал-тий-ский завод» в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Го-лов-ной энер-го-блок спу-сти-ли на воду еще в 2010 году.

В начале 2017 года запуск ре-ак-то-ра на стан-ции вызвал кри-ти-ку со сто-ро-ны эко-ло-гов, в том числе и ор-га-ни-за-ции «Грин-пис Россия». Ее пред-ста-ви-те-ли ука-зы-ва-ли, что ядерно опас-ные работы в Санкт-Пе-тер-бур-ге были за-пре-ще-ны еще в 1990-е годы. В Ро-сте-х-над-зо-ре в ответ ука-за-ли, что все работы про-во-ди-лись с неукос-ни-тель-ным со-блю-де-ни-ем обя-за-тель-ных тре-бо-ва-ний без-опас-но-сти.

В госкор-по-ра-ции "Ро-са-том" за-яв-ля-ют, что элек-тро-стан-ция раз-ра-бо-та-на с боль-шим за-па-сом проч-но-сти, ко-то-рый пре-вы-ша-ет все воз-мож-ные угрозы и делает ядер-ные ре-ак-то-ры неуяз-ви-мы-ми для цунами и других при-род-ных ка-та-строф. ПАТЭС спо-соб-на вы-дер-жать столк-но-ве-ние с другим судном или бе-ре-го-вым со-ору-же-ни-ем. Меж-ре-ги-о-наль-ное об-ще-ствен-ное эко-ло-ги-че-ское дви-же-ние "Ока" с 2012 года ведет неза-ви-си-мый мо-ни-то-ринг эко-ло-ги-че-ской, ра-ди-а-ци-он-ной и ядер-ной без-опас-но-сти стро-и-тель-ства ПАТЭС "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов". Оче-ред-ная про-вер-ка на-ме-че-на на июль 2017 года.

"На ос-но-ва-нии наших ис-сле-до-ва-ний можно сде-лать вывод, что при со-ору-же-нии пла-ву-чей стан-ции строго со-блю-да-ют-ся все тре-бо-ва-ния рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ства и меж-ду-на-род-ных норм, утвер-жден-ных МАГАТЭ, - от-ме-ча-ет пред-се-да-тель дви-же-ния "Ока" Алан Хасиев. - Стро-и-тель-ство атом-ных энер-го-бло-ков рос-сий-ско-го ди-зай-на пол-но-стью со-от-вет-ству-ет тре-бо-ва-ни-ям Па-риж-ско-го со-гла-ше-ния по кли-ма-ту, всем меж-ду-на-род-ным нормам".

Сто-и-мость первой рос-сий-ской ПАТЭС оце-ни-ва-ет-ся в 21,5 мил-ли-ар-да рублей. И, по словам пред-се-да-те-ля совета ди-рек-то-ров "Ин-жи-ни-рин-го-вой ком-па-нии "2К" Ивана Ан-д-ри-ев-ско-го, уже сейчас есть воз-мож-ность стро-и-тель-ства более мощной, но более де-ше-вой стан-ции. "В целом проект имеет очень хо-ро-шие пер-спек-ти-вы для за-пус-ка в серию. Уни-каль-ные тех-но-ло-гии, ис-поль-зу-е-мые в нем, от-кры-ва-ют для рос-сий-ско-го су-до-стро-е-ния новые рынки", - от-ме-тил он.

Стан-ция будет осна-ще-на двумя ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми КЛТ-40С, ко-то-рые спо-соб-ны вы-ра-ба-ты-вать до 70 МВт элек-тро-энер-гии и 50 Гкал/ч теп-ло-вой энер-гии в но-ми-наль-ном ра-бо-чем режиме, что до-ста-точ-но для под-дер-жа-ния жиз-не-де-я-тель-но-сти города с на-се-ле-ни-ем около 100 тыс. че-ло-век. Глав-ным кон-струк-то-ром, из-го-то-ви-те-лем и по-став-щи-ком РУ яв-ля-ет-ся АО «ОКБМ Аф-ри-кан-тов».

Кон-церн «Рос-энер-го-атом» в со-от-вет-ствии с гра-фи-ком стро-и-тель-ства бе-ре-го-вых со-ору-же-ний ори-ен-ти-ро-ван на срок ввода пла-ву-чей стан-ции в экс-плу-а-та-цию в 2019 году.

Пла-ни-ру-ет-ся, что к 2021-му ПАТЭС выйдет на полную мощ-ность, за-ме-нив Би-ли-бин-скую АЭС, ко-то-рую к этому сроку вы-ве-дут из экс-плу-а-та-ции. «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» станет самой се-вер-ной в мире атом-ной стан-ци-ей, рас-по-ло-жен-ной в зоне вечной мерз-ло-ты.

Учи-ты-вая, что ПЭБ «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» яв-ля-ет-ся го-лов-ным, начало его экс-плу-а-та-ции поз-во-лит го-во-рить о прак-ти-че-ском ис-поль-зо-ва-нии атом-ной энер-гии для обес-пе-че-ния теплом и энер-ги-ей от-да-лен-ных рай-о-нов и о ре-фе-рент-но-сти за-ло-жен-ных в нём тех-но-ло-гий.

На-коп-лен-ный опыт АО ОКБМ «Аф-ри-кан-тов» в части су-до-вых ре-ак-то-ров, поз-во-ля-ет со-зда-вать ре-ак-тор-ные уста-нов-ки для пла-ву-чих атом-ных энер-го-бло-ков мощ-но-стью от 3,5 до 70 МВт (эл.) и более.