Самая мощная атомная подводная лодка россии готова к выходу в море. «Вирджиния» против «Ясеня»: кто победит

28 июля на судостроительном комплексе «Севмаш» в Северодвинске был заложен многоцелевой атомный подводный крейсер «Ульяновск». Он станет шестым в линейке проекта «Ясень-М». О том, какие корабли составляют подводный флот российских вооруженных сил, — в фотогалерее РБК

Ракетные подводные лодки стратегического назначения

Подводная лодка «Подмосковье» проекта 667БДРМ «Дельфин»

Корабли этого типа предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

На вооружении у ВМФ России 13 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, в том числе восемь на вооружении у Северного флота и пять — у Тихоокеанского.

Это шесть ракетных крейсеров проекта 667БДРМ «Дельфин», три ракетных крейсера проекта 667БДР «Кальмар», три атомных ракетных подводных крейсера проекта 955 «Борей», а также один тяжелый атомный ракетный подводный крейсер проекта 941УМ «Дмитрий Донской».

Арктическая экспедиция

Приписанная к Северному флоту подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 представляет собой модернизированную субмарину проекта 667БДР «Кальмар». Во время экспедиции по сбору информации в арктической зоне в 2012 году «Оренбург» был носителем уникальной атомной глубоководной станции, которая собирала образцы грунта для уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике.

Подводная лодка «Подмосковье» проекта 667БДРМ «Дельфин» также была модернизирована по проекту 09787, оснащена глубоководным аппаратом специального назначения и передана ВМФ в декабре 2016 года. В составе флота она заменит БС-136 «Оренбург».

Подводная лодка проекта «Борей» «Юрий Долгорукий»

«Борей»

Корабли проекта «Борей» в перспективе должны заменить подводные лодки проектов «Кальмар» и «Дельфин». В настоящее время на вооружении три подводных лодки проекта «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Всего до 2021 года запланировано построить восемь «Бореев». Основу их боевой мощи составляют межконтинентальные баллистические ракеты «Булава». На борту корабля размещены 16 ракет, которые могут забросить 96 ядерных зарядов на расстояние свыше 9 тыс. км.

Подводная лодка «Дмитрий Донской»

(Фото: Scanpix Denmark / Sarah Christine Noergaard / Reuters)

«Дмитрий Донской»

Подводная лодка «Дмитрий Донской» — последний из представителей проекта 941 «Акула», которые считаются самыми большими и тяжелыми в мире. Корабль прошел модернизацию и был переоборудован под ракеты «Булава», в испытании которых он принял участие. В общей сложности было выполнено 14 пусков, половина из которых оказались успешными. Сообщалось, что до конца 2019 года вопрос об утилизации «Дмитрия Донского» подниматься не будет и подлодка будет принимать участие в испытаниях модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты «Булава-М».

Многоцелевые подводные лодки

Корабль проекта 971 «Щука-Б»

Многоцелевые подводные лодки предназначены для уничтожения надводных кораблей противника, подводных лодок, обеспечения высадки морского десанта, огневой поддержки войск, охраны грузовых судов и десантных отрядов. На вооружении у ВМФ России 52 таких субмарины, в том числе 24 у Северного флота, 18 у Тихоокеанского, восемь у Балтийского и две у Черноморского.

Основной тип многоцелевых атомных подводных лодок

Основным типом многоцелевых атомных подводных лодок российского флота являются корабли проекта 971 «Щука-Б» (на фото), которые разработали на основе субмарин проекта 945 «Барракуда». В составе ВМФ России 11 подводных лодок «Щука-Б» и две — проекта 945 «Барракуда». Кроме того, в составе Тихоокеанского флота есть две субмарины проекта 945А, которые также разработали на основе проекта 945 «Барракуда».

Субмарина «Северодвинск»

Новый основной тип

На смену проекту 971 «Щука-Б» должны прийти корабли проекта 885 «Ясень». Сегодня в составе флота только одна такая субмарина — «Северодвинск». В марте 2017 года на воду была спущена вторая подводная лодка этого проекта, передача которой ВМФ запланирована на 2018 год. Проект считается одним из самых неординарных для подводного флота России. По словам главкома ВМФ Владимира Королева, корабли проекта «Ясень» обладают боевой интегрированной системой, пониженной шумностью и являются современнейшими в своем классе. Эксперты отмечают, что «Ясени» очень сложно обнаружить в мировом океане.

Подводный ракетоносец проекта 949А «Антей»

«Антей»

На вооружении Тихоокеанского и Северного флотов восемь подводных лодок проекта 949А «Антей», которые вооружены крылатыми ракетами «Гранит». Корабли этого класса являются лидерами по количеству пусковых установок на одном носителе. К 2025 году планируется вооружить четыре «Антея» крылатыми ракетами «Калибр». Подводные лодки проекта 949А совместно с бомбардировщиками Ту-22М3 авиации ВМФ России являются основным средством противодействия ударным авианосным группам ВМС США.

Ожидается, что в 2018 году в состав ВМФ войдет научная подводная лодка «Белгород» проекта 09852, которая представляет собой перестроенный подводный ракетоносец проекта 949А «Антей». С длиной 184 м, она должна стать самой большой в мире.

Подводная лодка проекта 636 «Варшавянка»

«Палтус» и «Варшавянка»

В составе российского флота 16 подводных лодок проекта 877 «Палтус» в разных модификациях, а также шесть разработанных на их основе подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». Эти субмарины считаются одними из самых бесшумных в своем классе, за что военные НАТО неофициально прозвали их «черными дырами» в океане.

Основное оружие «Варшавянок» — крылатые ракеты «Калибр». Именно с «Варшавянки» в 2015 году был осуществлен пуск «Калибров» по командным пунктам террористов в Сирии. Шесть подводных лодок проекта «Варшавянка» в 2009-2017 годах Россия поставила во Вьетнам по контракту, сумма которого оценивается в $2 млрд. Оператором двух подлодок проекта 636 является Алжир, еще десяти — Китай.

Помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин отмечал, что Индонезия, Филиппины и Таиланд хотят приобрести подводные лодки проекта 636, поскольку сегодня это самая востребованная субмарина.

Головной корабль «Санкт-Петербург»

«Лада»

Другим развитием проекта «Палтус» стал проект 677 «Лада», головной корабль которой «Санкт-Петербург» проходит опытную эксплуатацию на Северном флоте с 2010 года. Эта подводная лодка также отличается пониженным уровнем шумности и вооружена ракетами «Калибр». Именно дизель-электрические подводные лодки типа «Лада» станут основным проектом для российских неатомных подводных сил.

Подводная лодка проекта 671РТМК «Щука»

В составе Северного флота остаются три подводные лодки проекта 671РТМК «Щука», которые, по данным СМИ, вскоре планируется списать

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Родственники членов экипажа погибшей подлодки собрались у военно-морской базы

Аргентинские военные сообщили об обнаружении обломков затонувшей год назад подводной лодки "Сан-Хуан", на борту которой находились 44 человека.

Эксперты уже заявили, что поднять затонувшую подлодку будет непросто. Это потребует огромных усилий и может обойтись в более чем миллиард долларов.

Министр обороны Аргентины Оскар Агуад заявил в субботу на пресс-конференции, что поднять субмарину на поверхность страна самостоятельно не сможет.

Взрыв на борту

Субмарина исчезла 15 ноября 2017 года в 430 км от побережья Патагонии. Поисковая операция, в которой приняли участие специалисты поисково-спасательного отряда ВМФ России, длилась две недели.

  • Аргентинская субмарина и АПЛ "Курск": сходства и различия
  • Крупнейшие в мире катастрофы подводных лодок

Только год спустя подводную лодку удалось найти на глубине 800 м. Согласно информации аргентинских ВМФ, "Сан-Хуан" был найден и идентифицирован американским судном "Сибед констрактор", принадлежащим компании Ocean Infinity.

За несколько часов до того, как появилось подтверждение, аргентинские военные показали фото 60-метрового объекта на океанском дне и предположили, что это исчезнувшая подлодка.

Судя по первым ее фото, на ней определенно произошел взрыв, считают военные.

Правообладатель иллюстрации AFP PHOTO Image caption Подводную лодку нашло американское судно "Сибед констрактор"

"Она выглядит не разломанной на части, но на ней, безусловно, произошел взрыв", - заявил представитель ВМФ Габриэль Аттис. Он рассказал, что корпус лодки полностью деформирован в результате взрыва, а обломки разбросало на 70 м.

Президент Аргентины Маурисио Макри объявил национальный трехдневный траур по погибшим членам экипажа. Несколько дней назад он пообещал родственникам пропавших подводников, что поиски субмарины будут продолжены.

Погибшие моряки

На борту субмарины находилась первая в истории Латинской Америки женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Она была единственной женщиной в команде.

В юности Кравчик никак не была связана с морем. Она выросла в небольшой деревушке Обера на северо-востоке Аргентины. Впервые она увидела океан лишь в 21 год.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Элиана Мария Кравчик

В 2009 году после окончания военно-морского училища в Буэнос-Айресе она прошла подготовку для службы на субмарине. На "Сан-Хуане" она служила с 2016 года каптенармусом - что-то вроде офицера, который отвечает за безопасность на судне.

И если никто из семьи Элианы не был связан с морем, то один из старших офицеров на субмарине, Хорхе Игнасио Бергальо, с детства не понаслышке знал о морских путешествиях, поскольку его отец был капитаном. В прошлом Хорхе-старший управлял той самой лодкой, на борту которой погиб его сын.

Действующего командира подлодки звали Педро Мартин Фернандес. По сообщению аргентинских СМИ, он пообещал своей матери, что это будет его последний поход в море.

Что случилось с подводной лодкой?

Дизель-электрическая подлодка "Сан-Хуан" возвращалась на базу из будничного похода в район города Ушуая на острове Огненная земля вблизи от самой южной оконечности континента, когда с нее поступил сигнал о поломке в электросистеме.

По словам командующего ВМФ Аргентины Габриэля Галеацци, лодка поднялась на поверхность, чтобы доложить на берег об аварии, которую командующий охарактеризовал как короткое замыкание в аккумуляторной батарее.

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption Об обнаружении подлодки рассказали на пресс-конференции

Субмарине было приказано прервать миссию и немедленно возвращаться на военно-морскую базу в Мар-дель-Плата.

По словам представителя пресс-службы ВМФ Аргентины, после первого сообщения о возникшей неполадке капитан лодки еще раз выходил на связь с базой.

Последний контакт с подлодкой состоялся в 7:30 утра по местному времени (10:30 по Гринвичу) в среду, 15 ноября 2017 года. Как ранее сообщалось, капитан доложил, что члены команды в порядке. Что произошло после этого, остается неизвестным.

Через восемь дней после исчезновения субмарины базирующаяся в Вене Организация по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний сообщила, что через несколько часов после последнего выхода подлодки на связь был зафиксирован некий шум.

Мониторинговая система организации, которая позволяет выявлять ядерные испытания, сообщила о гидроакустической аномалии, которая была зафиксирована в 60 км от последнего известного местоположения подлодки.

В ВМФ Аргентины тогда предположили, что это был взрыв на борту субмарины.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Подлодка "Сан-Хуан", 2 июня 2014 года, Буэнос-Айрес

В Атлантическом океане было зафиксировано "аномальное, единичное, короткое, мощное явление неядерного характера", соответствующее взрыву, сказал год назад пресс-секретарь ВМФ Энрике Бальби. По его словам, вода попала в шноркель подводной лодки, то есть в устройство для забора воздуха.

Предположительно, попадание воды на поддон аккумуляторной батареи в носовой части привело к короткому замыканию и возгоранию батареи.

Подводная лодка "Сан-Хуан" была построена в Германии в середине 1980-х годов, а за пять лет до аварии ей поменяли двигатель и аккумулятор, сообщил CNN сотрудник австралийского университета имени Гриффита Питер Лэйтон.

После взрыва при условии целости корпуса подлодка могла выдержать пребывание на глубине 500-600 метров, но не ниже, утверждает Лэйтон.

Гибель подтвердили не сразу

Согласно установленному в аргентинских ВМФ протоколу, в мирное время подлодка обязана дважды в сутки выходить на радиосвязь с базой.

Родственники некоторых членов экипажа сообщили, что получали смс-сообщения о неких проблемах с батареями от моряков, прежде чем связь с субмариной была потеряна.

Капитан ВМФ Аргентины Габриэль Галеацци подтвердил, что в аккумуляторном отсеке субмарины произошло короткое замыкание. По его словам, механические проблемы - не редкость на подводном флоте и как правило не представляют какой-либо реальной угрозы.

"У военного корабля имеется много дублирующих систем, что позволяет ему переключаться с одной на другую в случае поломки", - объясняет Галеацци.

Он также отметил тогда, что подлодка не подавала сигнала бедствия.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption 15 ноября 2018 года - спустя год после исчезновения субмарины - состоялась церемония поминовения, на которой присутствовал президент страны Маурисио Макри

Военно-морской флот России (ВМФ) в прошлом году впервые вышел на уровень СССР по количеству времени, проведенного подводными лодками в походах. Об этом сообщил в главком ВМФ России адмирал Владимир Королев, который в пятницу, 31 марта, принимает участие в церемонии спуска на воду атомной подлодки "Казань".

По словам главнокомандующего, в 2016 году время, проведенное российскими подводными лодками в походах, превысило три тысячи суток. "В прошлом году мы вышли на тот уровень, который был до постсоветского периода по количеству ходовых суток. Это более трех тысяч суток в море подводного флота России. Это прекрасный показатель", - заявил адмирал (цитата по РИА "Новости").

Комментируя проходящую в Северодвинске церемонию спуска на воду второй многоцелевой атомной подлодки (АПЛ) проекта "Ясень" - "Казань", Королев назвал это событием для ВМФ и всей страны, сообщает ТАСС. "Спуск на воду современного подводного многоцелевого крейсера усовершенствованного проекта "Ясень-М" - это действительно событие для всей страны, для Вооруженных сил, для ВМФ. Мы вместе выполняем план строительства, утвержденный правительством. Создается группировка АПЛ, которые будут решать задачи в любых районах мирового океана и обеспечивать безопасность России", - пояснил главком ВМФ.

Кроме того, по его словам, шестая атомная подлодка под названием "Ульяновск", завершающая серию "Ясень-М", будет заложена в этом году. "Первый, головной корабль мы спускаем сегодня, последующие четыре корабля заложены, продолжается их строительство. Крайний корабль, шестой, который будет называться "Ульяновск", мы закладываем в этом году", - сказал адмирал.

До 2020 года для ВМФ РФ планируется построить семь подлодок проекта "Ясень", из них шесть - по модернизированному проекту 885М. Третью АПЛ серии "Ясень-М", названную "Красноярском", по плану завода, должны спустить на воду в 2019 году, отметил главком.

Головной подводный крейсер проекта "Ясень" под названием "Северодвинск" был передан ВМФ 17 июня 2014 года. Многоцелевые атомные субмарины "Казань", "Новосибирск", "Красноярск" и "Архангельск" строятся по усовершенствованному проекту "Ясень-М" (885М). Они имеют водоизмещение 13 800 тонн, глубину погружения - 520 метров, экипаж 64 человека, автономность 100 суток, подводную скорость 31 узел. На вооружении находятся мины, 533-миллиметровые торпеды, крылатые ракеты "Калибр" и "Оникс".

Также Королев сообщил, что летом этого года на воду спустят атомную подлодку "Князь Владимир". Это первая АПЛ в модернизированном проекте "Борей", предполагающем, в частности, оснащение усовершенствованной баллистической ракетой "Булава-М".

Стоит отметить, что РФ задействовала свой подводный флот в военной операции в Сирии. В декабре 2015 года Россия впервые нанесла удар по позициям боевиков с подводной лодки из Средиземного моря. Тогда крылатые ракеты "Калибр" были выпущены с подлодки "Ростов-на-Дону" по бастионам террористов вблизи Ракки, самопровозглашенной столицы "Исламского государства"*.

В марте 2017 года начальник управления боевой подготовки Военно-морского флота контр-адмирал Виктор Кочемазов подтвердил в эфире "Эха Москвы", что ракетный комплекс "Калибр", установленный на российской подлодке, наносил удары по объектам ИГ* в Сирии. Представитель ВМФ не уточнил, производились ли удары из подводного положения, а также по каким именно целям.

При этом в середине марта ABC Espana писала со ссылкой на испанских военных, что Россия увеличивает присутствие своего подводного флота в Средиземном море. В случае с Испанией перемещение российских подлодок сводится к проходу через Гибралтарский пролив и подступы к нему. В штабе военно-морских сил НАТО в британском Нортвуде подтвердили, что присутствие подводного флота РФ в Средиземноморье увеличилось за последние годы. При этом военные указывают, что их возможности расширяются, в частности способность действовать скрытно возрастает.

*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) - террористическая группировка, запрещенная в РФ.

В ближайшие годы в состав ВМФ войдут новейшие неатомные подводные лодки с фантастическими характеристиками

Недавно представитель Министерства обороны поведал журналистам: в ближайшие годы в состав Военно-Морского Флота России войдут несколько типов новейших неатомных подводных лодок с фантастическими характеристиками. Они уже внесены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, которая вот-вот должна быть утверждена президентом Путиным. С одной стороны эти чудо-лодки будут способны, как и атомоходы, нести стратегическое оружие – например, крылатые ракеты большой дальности семейства «Калибр», оснащенные ядерной «головой», а с другой – будут обладать сверхмалым водоизмещением и практически нулевым акустическим полем.

Что же это за чудо такое - сверхмалые неатомные подлодки нового поколения? Попробуем приоткрыть завесу тайны, которая их окружает…

Все они являются наследницами легендарной «Пираньи» - подводной лодки 865-го проекта. К 1990 году в СССР были построеныдве такие малютки. Предполагалось, что их будет больше, но развал Советского Союза прервал программу строительства. Да и прослужили они после этого всего восемь лет, до 1999 года.

«Пираньи» имели водоизмещение всего 220 тонн. При этом они могли погружаться на глубину до 200 м, несли экипаж, состоящий из трех человек, и были способны брать на борт разведывательно-диверсионную группу из шести боевых пловцов. Автономность составляла 10 суток, а вооружение – два контейнера с 400 миллиметровыми торпедными аппаратами, которые находились в забортном пространстве подводной лодки справа и слева от ограждения рубки, между прочным и лёгким корпусами.

Таким образом, боевые возможности у этих подводных лодок были довольно широкими, они могли бы еще служить и служить, но «лихие 90-е» пережить не сумели. Впрочем, нет худа без добра: поскольку они готовились к выводу из боевого состава флота, во второй половине 90-х их разрешили снять в кино, и широкие народные массы познакомились со сверхсекретной некогда «Пираньей» в кадрах знаменитой комедии «Особенности национальной рыбалки». Новые подводные лодки, которые готовятся поступить на вооружение нашего флота, являются «внучками» тех «Пираний».

Это, в первую очередь, подводная лодка проекта П-650 «Супер-пиранья». Знакомьтесь: 720 тонн водоизмещения, экипаж - девять человек и шесть боевых пловцов, оружие – четыре торпеды. Предельная глубина погружения - 300 м. Все её характеристики гораздо более серьезные, чем у предшественницы. В частности, дальность хода – 2000 миль, и из этих двух тысяч большую часть – 1200 миль – она может пройти под водой, не всплывая. В движение ее приводят либо два дизель-генератора, вырабатывающие электроэнергию для сверхтихого гребного электродвигателя, либо т.н. анаэробная, т.е. воздухонезависимая энергетическая установка.

Очень маленькая и очень опасная

Помимо П-650, у нас есть ещё один проект сверхмалой неатомной лодки – П-750 «Супер-пиранья 2». Её водоизмещение чуть больше, 950 тонн. Дальность хода – более 3700 км, причем, как и П-650, большую часть этой дистанции она может пройти в подводном положении. Вооружена эта подлодка более, чем серьёзно: четыре ракеты в универсальных вертикальных пусковых остановках, четыре торпеды калибра 533 миллиметра или восемь торпед калибра 400 миллиметров. В торпедных аппаратах, как и в вертикальных ПУ, возможно размещение крылатых ракет семейства «Калибр» или «Оникс» класса «подводная лодка – корабль» и «подводная лодка – земля». Ну, а кроме всего прочего, в специальных, расположенных между прочным и легким корпусами лодки контейнерах можно разместить ещё и 12 мин.

Шумность этой сверхмалой подводной лодки не превышает фоновых значений биологических шумов океана, то есть обнаружить ее практически невозможно. А значит, в Арктике и на Дальнем Востоке такие подводные лодки смогут идеально обеспечить защиту маршрутов развертывания наших атомных подводных ракетоносцев от американских многоцелевых субмарин или вражеских корабельных поисково-ударных противолодочных групп.

В результате бригада из, например, шести таких малышей будетспособна поставить под контроль огромную акваторию. Ну, скажем, всю акваторию Черного, или Балтийского, или Каспийского моря. А их маневренностьтакова, что они могут буквально вертеться на месте: поворотные винты и забортные рулевые колонки предоставляют им такую возможность.

Кроме того, возможность размещения на таких маленьких подводных лодках крылатых «Калибров», которые способны наносить ядерные удары по объектам, расположенным в глубине территории противника, на расстояниеболее 2500 километров, делает «Супер-пираньи» способными решать даже стратегические задачи. Раньше, скажем, 20 лет назад, о таких возможностях даже мечтать было невозможно…

Подведём итог. «Супер-пираньи» готовы решать невероятно широкий спектр боевых задач. Они могут высаживать боевых пловцов, то есть совершать тайные спецоперации. Могут заниматься противолодочной обороной. Могут противодействовать авианосным ударным группировкам, потому что четыре противокорабельных «Калибра», даже в неядерном, обычном оснащении, способны нанести любому авианосцу тяжелейшие повреждения или гарантированно отправить на днолюбой эсминец из состава авианосной ударной группы.

Какая именно из двух этих подводных лодок – то ли П-650, то ли П-750 – уже включена в государственную программу вооружения на 2018–2025 годы, неизвестно. Но в любом случае, обе эти подлодки – уже не просто «хотелки» адмиралов, не просто разработки каких-то продвинутых образцов для выставки, а вполне реальные, готовые к серийному производству образцы.

Хозяйки прибрежных морей

Особо стоит отметить, что все российские неатомные подводные лодки нового поколения будут оснащаться анаэробными, т.е. воздухонезависимыми химическими генераторами, которые существенно увеличат дальность их подводного хода.

Об этом стоит сказать подробней. Именно для «Пираний» еще в конце 80-х годов прошлого века питерским специальным конструкторских бюро была создана первая отечественная воздухонезависимая энергоустановка «Кристалл-20» мощностью 130 киловатт. (Кстати, коэффициент полезного действия такого электрохимического генератора достигает 75%.)В 1991 году, после прохождения всесторонних испытаний, установка «Кристалл-20» уже была принята на вооружение министерством обороны Советского Союза. Но вскоре последовал распад СССР и пришедшие к власти демократы все это, ясное дело, похоронили.

Зато сегодня такие технологии восстановлены на новом уровне. Для того, чтобы оценить их значение, важно понять: если неатомная подводная лодка обретает возможность находиться под водой не 3-4 дня, как сейчас, а, предположим, три недели, то в закрытых акваториях, в прибрежных морях такие подводные лодки станут на порядок эффективнее, чем огромные и дорогостоящие атомоходы, потому что они практически не шумят. Атомная подводная лодка шумит гораздо громче: механизмы, которые преобразуют энергию атомногореактора в энергию движения, связаны с вибрациями, вращениями и разного рода механическими взаимодействиями разных деталей, которые неизбежно создают мощное акустическое поле, и как ты ни пытайся его сократить, оно все равно остается весьма существенным. А новые лодки-малютки оказываются, по сравнению с атомоходами, практически бесшумными. Когда они плывут под водой, они практически никак не выделяются на фоне естественных биологических шумов океанских глубин. Это в буквальном смысле «черные дыры» в океане.

Малошумность здесь – ключевой момент. Любые другие подводные лодки будут услышаны нашими малышками гораздо раньше, чем смогут понять, что рядом с ними находится русская «Супер-пиранья». Значит, П-650 и П-750смогут сближаться, например, с американскими атомоходами на дистанции, позволяющие применять против них даже малогабаритные противолодочные торпеды! Это создает совершенно новую ситуацию во всех прибрежных морях России: и в Арктике, и на Дальнем Востоке, и в Черном море, и на Каспии, и на Балтике - короче говоря, везде.

Таким образом, появление воздухонезависимых энергоустановок на этих маленьких бесшумных подлодках создастважнейшую предпосылкудля настоящей революции в тактике и стратегии подводной войны! Второй предпосылкой такой революции станет появление на сверхмалых ПЛ дальнобойных ракет семейства «Калибр».Будучи размещенными на бесшумных, необнаруживаемых подводных лодках, они могут стать страшным оружием как против надводных кораблей противника, так и против стратегических объектов в глубине вражеской территории.

Дёшево и сердито

Еще один приятный плюс сверхмалых ПЛ - стоимость. Неатомные мини-лодки обойдутся нашей казне в десятки раз дешевле, чем атомоходы.

Кстати, догнать нас в этой области вооружений американцы не смогут ни за 10, ни за 20 лет. Дело в том, что после Второй мировой войны они вообще отказались от строительства дизельных лодок и строили только атомные. И это понятно: американские подводные лодки, чтобы попасть в районы своего боевого патрулирования, должны пересечь океаны. Они же не свои берега охраняют, они решают задачи наступательные, агрессивные. Это мы обороняемся в своих прибрежных морях, а американцы должны строитьтакие подводные лодки, которые способны решать боевые задачи за тысячи и тысячи миль от своих баз, от родного побережья. Поэтому Вашингтон просто обречён на то, чтобы делать ставку исключительно на атомные подлодки. Но когда эти дорогостоящие гиганты пересекут океаны и приплывут к нам, наши прибрежные акватории будут защищать сверхмалые НАПЛ, чья боевая эффективность будет существенно выше, чем у атомоходов, а стоимость – на порядок меньше.

Такое сочетание стоимости и эффективности позволит «Супер-пираньям» самым радикальным образом поменять не только правила ведения морской войны, но и оказать серьезнейшее влияние на стратегический баланс сил на сухопутных ТВД Европы и Дальнего Востока.

Константин Душенов

В конструкции новейших российских АПЛ использованы технологические элементы западных подводных лодок, повышающих как эффективность субмарин так и их способность оставаться незамеченными. В результате в военное время подводная лодка может более надежно защитить свой смертоносный груз из 16 ядерных ракет от американских и натовских охотников за российскими субмаринами.

Подводные лодки класса «Борей» просто огромны. Каждая — 160 метров в длину и 14 метров в ширину, их водоизмещение составляет 21 тысячу тонн. Ядерная силовая установка ОК-650Б мощностью 190 мегаватт позволяет кораблю двигаться со скоростью 15 узлов в надводном положении и 29 узлов — в подводном. У лодки — неограниченный запас дальности хода. Ограничения связаны только с запасами продовольствия.

Мультимедиа

«Князь Владимир»: самая смертоносная АПЛ в мире

Daily Mail 28.11.2017 «Бореи» — одни из самых смертоносных АПЛ из когда-либо построенных. Каждая из них несет на борту шестнадцать баллистических ракет РСМ-56 «Булава», что позволяет ей наносить ядерные удары по любой точке Земного шара. Это делает подводные лодки незаменимой частью российской ядерной триады и обеспечивает мощный потенциал для ответного удара по любой стране, которая первой применит ядерное оружие против Москвы.

Первая российская подводная лодка этого класса «Юрий Долгорукий» была заложена в 1996 году. Из-за проблем с финансированием она была введена в строй лишь в 2014 году. По словам Саттона (H.I. Sutton), автора книги «Подводные лодки мира: Секретные берега. Руководство по идентификации» (World Submarines: Covert Shores Recognition Guide), недавно спущенная на воду четвертая лодка класса «Борей» «Князь Владимир» заимствовала некоторые конструктивные особенности субмарин производства США и других стран НАТО.

По словам Саттона, «хвостовая часть с поворачивающимися рулями и торцевыми пластинами на горизонтальных стабилизаторах такие же, как на АПЛ класса „Огайо" ВМС США». Подводные лодки также оснащены водометной движительной установкой вместо типичного гребного винта. Водометный насосный движитель впервые был использован Королевским военно-морским флотом Великобритании, но также такая система была установлена на подводных лодках ВМС США с класса Seawolf в 1990-х годах. «Бореи» — первые российские АПЛ, оснащенные такими двигателями.

Гладкая обтекаемая форма рубки — еще одно западное влияние. Это делает лодку похожей на американские субмарины, хотя она намного длиннее. У базовой модели «Борея» — необычная наклонная форма рубки.

Все вышесказанное не означает, что новая версия «Борея» — копия западных АПЛ. Саттон отмечает, что «Князь Владимир» имеет «традиционную для российских АПЛ двухкорпусную конструкцию. Западные лодки однокорпусные, и это означает, что экипаж отделяет от океана только один слой стали».

Еще один необычный аспект «Бореев»: большое количество торпед и торпедных отсеков. АПЛ действуют из обороны, постоянно скрываясь в морских глубинах. Обычно у них всего четыре торпедных отсека. Но, по словам Саттона, у «Бореев» их восемь, также как и у недостроенных ударных подводных лодок класса «Акула». Такое количество торпед — необычное усиление для подводной лодки, вооруженной баллистическими ракетами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.