Человек на рынке труда. Человек на рынке труда Человек на рынке труда

7.1. Выбор профессии и поиск работы - важные этапы социальной реализации человека.

7.1.1. Образование - основа профессионализации и социальная гарантия.

7.1.2. Учет склонностей, способностей при выборе профессии и работы.

7.1.3. Самомаркетинг.

7.3. Подготовка и представление информации о себе на рынке труда. Составление профессионального резюме.

7.4. Трудовая карьера: понятие, значение, виды, планирование и реализация.

7.5. Трудовой контракт: преимущества, структура, значение в социально-трудовых отношениях.

Термины и понятия.

Вопросы и задания для индивидуальной работы.

Литература для углубленного изучения темы.

В предыдущих главах мы изучали рынок труда и занятость с мак-роекономичного точки зрения как обобщенные, абстрактные социально-экономические явления. Вместе с тем, эти обобщенные макроэкономические явления имеют конкретное воплощение в конкретных действиях конкретных людей, прежде всего работодателей и наемных работников, включая и нас с вами. Мы должны знать законы регулирования занятости и рынка труда для того, чтобы эффективно использовать эти знания в конкретных действиях по формированию своего человеческого капитала, выбора профессии и поиска подходящей работы, планировании и реализации своей трудовой карьеры, заключении и выполнении трудовых соглашений и т. др., в целом - для успешной социально-трудовой реализации в своей жизни.

Материалы этой главы в первую очередь направлены на воспитание у студента навыков рационального поведения на внешнем и внутреннем рынке труда. После изучения их вы должны уметь определять свои профессиональные склонности и способности, правильно подавать информацию о себе на рынке труда, целенаправленно искать и находить подходящую работу, планировать и реализовывать свою трудовую карьеру, заключать трудовой контракт, осознанно добиваться реализации своих интересов в социально трудовых отношениях.

Выбор профессии и поиск работы - важные этапы социальной реализации человека

Образование - основа профессионализации! Социальная гарантия

С главы 4 вы уже хорошо знаете о большом значении образования и профессиональной подготовки в деле обеспечения высокого качества рабочей силы и конкурентоспособности работника на рынке труда. Вам известно также, что современные условия социально-экономического развития формируют новые требования к качеству рабочей силы, соответствие которым определяет конкурентоспособность работника на внешнем и внутреннем рынке труда.

Поскольку вы сейчас учитесь в вузе, то, несомненно, высоко оцениваете значение высшего образования для успеха в дальнейшей жизни (в противном случае вы не стали бы тратить время, силы и средства на инвестиции в человеческий капитал). Поэтому вы уже не только правильно оцениваете и понимаете важность получения высокого уровня образования, но и активно работаете в правильном направлении наращивания собственного человеческого капитала. Остается только определить значение образования как базы профессионализации и социальной гарантии.

Чем выше уровень образования у человека, чем больше он знает и чем лучше умеет учиться, тем быстрее (при прочих равных условиях) она может усвоить дополнительные профессиональные навыки, овладеть новой профессией, сориентироваться в изменении ситуации, принять правильное решение и т. П. То есть в современных быстроменяющихся экономических и технологических условиях высокий уровень образования означает прежде всего готовность людей к динамичному профессиональной жизни, что является основой конкурентоспособности. Это объясняет, почему мы называем образование базой профессионализации.

В то же время образование сейчас становится важной социальной гарантией. Не имея должного уровня образования, человек может вообще не найти подходящей работы, не реализоваться в профессиональной жизни. Чем выше уровень образования имеет человек, тем меньше у нее конкурентов на рынке труда, а значит - тем шире у нее выбор. Работник с высоким уровнем образования может претендовать на работу, которая требует высокой квалификации. Вместе с тем, он может согласиться временно и на простую работу, если его привлекают другие ее параметры (заработок, режим работы, местонахождение и тд). Человек же с невысоким уровнем образования может рассчитывать лишь на простую деквалификовану работу, которая нередко бывает тяжелой, вредной, опасной, неприятной и т. П. Иными словами, образование расширяет возможности выбора человека на рынке труда, повышает ее шансы на успешную трудовую реализацию и приличные трудовые доходы и уменьшает вероятность остаться без работы.

Таким образом, получение высокого уровня образования становится необходимым этапом успешной профессиональной реализации в современных условиях.

Цена человека - его зарплата.

Английская пословица

Окончив институт, все вы окажетесь в роли продавцов. Правда, товар, который вы будете предлагать к продаже, будет особого рода - это ваша способность трудиться. Именно ее вы будете продавать всю жизнь, стараясь получить как можно большую цену.

Для того чтобы не прогадать в таком торге, вам стоит теперь познакомиться с одним из главнейших рынков ресурсов (факторов) производства - рынком труда.

Экономическая природа рынка труда

В гл. 1 мы выяснили, что на рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране получают доходы именно благодаря ему, продавая свой труд.

Рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.

Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. Последние обычно обозначаются терминами «работодатели» или «наниматели».

Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно широк. В него входят и шахтер, нанимающийся для добычи угля под землей, и рок- певец, подписывающий договор на проведение концертов в лучших залах страны, и ученый, получающий деньги для проведения нужных заказчику исследований, и министр, которому государство платит жалованье за руководство определенной сферой деятельности.

Все они предлагают на рынке труда свои трудовые услуги в надежде получить место работы, где за использование этих услуг им будут платить. Но успешность продаж у всех различна: кто-то находит место без проблем, а кто-то месяцами мается без работы, кто- то получает за свой труд доходы, позволяющие жить в роскоши, а кому-то едва хватает заработков, чтобы прокормить семью. В причинах таких различий мы и будем разбираться, анализируя работу рынка труда.

Прежде всего отметим, что продаваемый здесь товар - трудовые услуги - крайне разнообразен (трудовые услуги официанта и трудовые услуги банкира весьма различны между собой), и не существует отдельно от людей, которые оказывают эти услуги.

Это придает функционированию рынка труда несколько существенных особенностей:

  • спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности (например, не на услуги шоферов вообще, а на услуги водителей автобусов с определенным уровнем квалификации и опыта);
  • наряду с общенациональным существуют местные рынки труда (например, рынок труда Ивановской области или рынок труда Краснодарского края), на которых соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно различаться;
  • предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.

Развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведет себя рабочая сила, выступающая на нем продавцом. Под рабочей силой в данном случае мы понимаем всех людей трудоспособного возраста, которые могут и желают продать свои трудовые услуги.

Например, рынок труда балансируется тем легче, а хозяйство любой страны развивается, как правило, тем лучше, чем больше мобильность рабочей силы, имеющейся в этой стране. Мобильность рабочей силы бывает двух видов:

  • 1) профессиональная;
  • 2) территориальная.

Под профессиональной мобильностью рабочей силы понимается способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни. Естественно, человек делает такой шаг только в том случае, если его принуждают обстоятельства или ему это выгодно.

И в промышленно развитых странах не редкость, когда меняют профессии даже люди с высшим образованием. Они снова садятся на студенческие скамьи и приобретают новые профессии, которые сулят более выгодные условия труда. Аналогичная ситуация сложилась и в России. Например, в 1992-1993 гг. у нас вдруг возник бум бухгалтерских курсов. Туда пошли переучиваться массы работников научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и различных государственных контор. Они надеялись найти работу в коммерческих организациях и получить более высокий заработок, чем на прежнем месте работы (и многим это удалось).

Под территориальной мобильностью рабочей силы мы понимаем способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы.

Например, американские рабочие и служащие за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз, из-за чего средний срок работы на одном месте сократился в США до 3,6 года.

И дело тут не в каком-то особенном, «непоседливом» характере американцев. В любой стране мира большинство наемных работников постоянно «оглядываются по сторонам» в поисках места, где за такую же работу платят получше. И если находят соответствующее место, то немедленно делают попытку перейти работать туда.

Такое рациональное поведение присуще людям всех стран - даже японцам, воспитанным на традиции пожизненного найма, при котором рост зарплаты находится в прямой зависимости от стажа работы. Но вот однажды в Японии возникла нехватка рабочих рук и появилась возможность получить более высокую зарплату в других фирмах. И жители Страны восходящего солнца повели себя точно так же, как американцы. В 1989 г. со старой работы ушли почти 3 млн японцев, а опросы показывали, что готовы были к переходу 41 % мужчин в возрасте от 20 до 29 лет.

Познакомившись с тем, что продается на рынке труда, и с особенностями поведения продавцов, перейдем к тому, как работает рынок труда и как на нем формируется рыночная цена трудовых услуг - ставка заработной платы.

Ставка заработной платы - денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного времени (часа, смены или месяца) или необходимые для выполнения определенного объема работы (например, изготовление одной детали).

Все знают о таком понятии как "хорошая работа". Она как миф, как мечта, она где-то есть, иногда она почти досягаема. Некоторые счастливчики ей обладают, и очень многие хотят её получить. Она желанна в любой семье, она наполняет жизнь счастьем. Она волшебный сосуд, в котором сокрыто благополучие нас и наших детей. Она абсолютное создание, она "пятый элемент", она идеальна и она индивидуальна, она для всех разная и неповторимая. Мы грезим ею, мы придумываем её сами вновь и вновь, ведь через некоторое время даже самая "хорошая работа" теряет свои неотразимые черты и становится обыденностью. Знакомо, не правда ли?
Так в чем же тут дело, как оказаться в этой чудесной стране, какую наживку нужно насадить, что бы выловить золотую рыбку? Кто этот счастливый обладатель "хорошей работы" и как им стать? Попробуем разобраться, и максимально приблизится к желаемому великолепию, которое почти гарантированно свалится на вас вместе с вашей "ХОРОШЕЙ РАБОТОЙ".
Итак, шаг №1
Если у Вас уже есть работа и она Вас устраивает, ну не то чтобы очень, но все же вроде "ничеготаксебе" работа. Нужно срочно захотеть, для начала именно захотеть, иметь "волшебный сосуд".
Например: Я инженер-строитель, где то через 5 лет работы на различных участках, я начал понимать, что что-то не так. То есть все было нормально и з\п платили и коллектив хороший и начальство благосклонно. Спасибо им всем, но:
З\п хотелось больше.
Хотелось подняться по служебной лестнице.
Хотелось строить, что-то особенное, и желательно "позаковырестее".
Я сказал себе: «Я буду готов сделать все зависящее от меня для того чтобы заполучить тогдашнюю мою мечту, мой "волшебный сосуд"». Я захотел настолько, что все остальное отошло на второй план, я не мог не думать о ней, я видел себя обладателем этой «хорошей работы». Сейчас я понимаю, что хотел я не так уж и много, но тогда мне очень, очень хотелось добиться новой работы и непременно хорошей.
Большинство людей задумываются о смене рабочего места только тогда, когда «на горизонте появились тучи». Наша задача желать лучшего места всегда. Этот желание должно стать вашей жизненной привычкой.
У меня есть приятель, который идет по этому пути с высоко поднятой головой, он сделал своим девизом крылатую фразу «только смелым покоряются моря», работая на разных позициях, он постоянно занимается поиском «лучшей доли». За прошедшие 4 года нашего знакомства он нашел 4 новых места с «хорошей работой» улучшая показатели по з\п от раза к разу. Теперь он снова «на коне», его работа позволяет ему работать по графику месяц труда через месяц отдыха и иметь при этом стабильный ежемесячный доход в 60 000 р. Он начинал как мастер строитель, а теперь работает в нефтегазовой сфере. Осознанная необходимость, превращенная в жизненную привычку это большая сила.
Шаг №2.
Представьте себе человека, лучшего специалиста в вашей профессии, выдающегося труженика. Ему подвластны любые трудовые ресурсы, для него нет не выполнимых задач. Он весь светится от переполняющей его энергии, у него тысячи гениальных идей. Теперь представьте, что этот герой труда,- это ВЫ. Для того что бы обладать "хорошей работой", ваша самооценка должна быть завышена иначе вы останетесь мечтателем. Не стоит относиться к этому этапу реализации плана захвата "ценного трофея", как к формальности, он напрямую связан с самым сложным и ответственным, следующим шагом.
Шаг №3.
Леопард развивает скорость около 120км\час в погоне за добычей, что бы полакомиться сочным насекомым хамелеон выбрасывает язык, увеличивая его длину в 20 раз, змея сутками лежит в засаде в ожидании своей жертвы. Законы природы неумолимы, для того что бы добиться чего то, нужно двигаться в намеченном направлении, запастись терпением и действовать, действовать.
Пример из жизни: Моя жена продавец-кассир. 7 лет стажа. Потом рождение ребенка, уже 2 года оторванности от меняющегося рынка труда. Как то мы поговорили и я спросил: "Кем ты хочешь работать в скором будущем? И что это за работа?". Ответ вы знаете: "Работа должна быть хорошая!" Поговорили ещё немного и вот уже и появился список того что минимально нужно сделать и чем обладать, для того что бы удовлетворять требованиям работодателей по данной позиции. Как всего этого добиться, как соответствовать этому новому уровню требований? Стремись, учись, достигай. Курсы повышения квалификации, обучающие курсы 3 месяца, стоимость 10-12т.р., но если поискать можно и бесплатно. Приходишь на биржу труда, оформляешь все документы и получаешь пособие по безработице, бесплатные консультации юристов по правам безработных, помощь психолога и возможность устроиться на так необходимые тебе курсы, с последующим трудоустройством по новой специальности. Главное всем говорить, что тебе нужна только новая «хорошая работа». Хорошей работы пока еще нет, но есть сертификат об окончании профилированных курсов, и будет запись в трудовой книжке, и лишний плюсик в твоем резюме.
Водительское удостоверение получила еще раньше, отучилась и сдала экзамены, имея грудного ребенка.
Повышает компьютерную грамотность, кстати тоже на бирже труда помогли устроиться, ведь если не смотреть бесконечные сериалы по ТВ времени хватает на многие полезные дела.
Оглядитесь вокруг, возможностей заняться собой в плане профессионального совершенствования и приобретения новых навыков предостаточно, и не все они так уж дороги. Имея перед глазами список «подвигов», которые нужно свершить для осуществления мечты о хорошей работе, и действуя, можно продвинуться на этом пути весьма значительно и почти «дотянуться до звёзд».
Итак, вы уже превратились в охотника за «ценным трофеем», ваша экипировка совершенствуется благодаря результативным действиям предпринятым вами. Вы «ловец жемчуга», и поэтому вы знаете, что каждая новая попытка окунуться в мир обучения, сделает вас богаче как профессионально, так и личностно. Созвонитесь с друзьями по прежним рабочим местам и сообщите им о своем несокрушимом намерении заполучить «хорошую работу», расскажите о ваших достижениях, сообщите о предпринятых действиях и ни в коем случае не слушайте «доброжелателей», проповедающих свое фатальное отношение к жизни и оправдывающих свою лень пословицей «Выше головы не прыгнешь». Цель этих звонков, выяснить, нет ли в ближайшем окружении человека, который уже имеет работу, которую вы желаете. Если вам повезет и найдется такой человек, то в разговорах с ним вы сможете выяснить все нюансы вашего будущего «приобретения» и возможно даже союзника и наставника в вопросах поиска «хорошей работы».
Следующий этап, шаг №4.
Времена, когда вопрос о приеме нового специалиста на работу решался в отделе кадров предприятия канули в лета. Индустриальный век сменился веком информационным, интернет без устали трудится на наше благо, не взирая на время суток и часовые пояса. Рынок труда развернутый online поистине беспределен, бесконечные ряды виртуальных вакансий, сменяются стройными шеренгами резюме. Набрав в строке поисковой машины «требуются…», и пройдя по ссылкам вы найдете и увидите, что она существует «хорошая работа», что есть вакансии, прочитайте требования к соискателю. Сравните список требований с вашим списком достижений, проанализируйте разницу и если различия не критичны, значит вы как минимум соответствуете стандартным требованиям этой «хорошей работы» и имеете полное моральное и профессиональное право подключить «тяжелую артилерию».
Составьте резюме, разместите его на сайтах по трудоустройству и страничках кадровых агентств. Потратьте свое время на составление грамотного резюме, если не можете самостоятельно напечатать и сохранить его в электронном виде попросите помощи у друзей и близких. Обратитесь в кадровые агентства вашего города, это без преувеличения великие помощники в деле обретения «хорошей работы», здесь вы совершенно бесплатно получите помощь и консультации по профессиональному составлению резюме. Поймите, что хорошее резюме так же важно как хороший автомобиль на гоночной трассе, оно непременный спутник успешного специалиста, оно залог успеха в борьбе за лучшую вакансию. Единожды составленное и периодически подкорректированное оно будет раскрывать ваши личностные и профессиональные качества, рассказывать работодателям о ваших стремлениях и потенциальных возможностях. Оно это вы, оно притягивает взоры работодателей и кадровых агентств. Оно бесплатный рекламный агент, без устали презентующий вашу персону и выдающий объективную информацию о вас. Помогите ему, отправьте его во все края безбрежного рынка труда, посейте семена, разошлите свое резюме по кадровым агентствам и разместите его, на самых популярных сайтах по трудоустройству. Раструбите, всему миру, о себе, пожните «минуты славы», все работодатели должны иметь возможность познакомиться с вами по средствам резюме.
. Большое спасибо этому порталу за неустанную заботу обо мне и о моем благополучии. Только задумайтесь, не совершая ни одного визита я посетил 516 человек и рассказал им о себе, если бы все эти знакомства происходили в реальности я наверно выбился бы из сил, от бесконечных визитов, рассказах о себе и периодических отказах. Всю черную работу проделал за меня мой привратник, мое резюме, и поступавшие предложения о работе были предельно соответствующими моим пожеланиям и представлениям о «хорошей работе».
Найти себе «хорошую работу» это без сомнения тоже работа, и если к этому занятию относиться ответственно и профессионально, то успех неминуем. Я со всей ответственностью могу сказать вам, что есть такая профессия «успешный человек на рынке труда». Их тысячи, а вероятно и сотни тысяч этих вольных тружеников, самостоятельно осваивающих новые области знаний, анализирующих рынки труда, работающих с базами данных вакансий, занимающихся PR продвижением собственной персоны. В прошлом, настоящем и будущем времени, они счастливые обладатели ценного приза «хорошей работы». И по мере роста их профессиональных качеств, я имею ввиду, качеств «успешного человека на рынке труда», они получают все более совершенный результат своего труда - «хорошую работу», а вместе с ней и семейное благополучие, личностное и профессиональное развитие, рост уровня благосостояния, движение по карьерной лестнице, уважение друзей и сослуживцев.
Это очень хорошая профессия, и если каждый из нас присмотрится к ней по внимательнее, и попробует усвоить профессиональные навыки соответствующие «человеку успешному на рынке труда» то найти хорошую работу будет так же легко и привычно, как и выполнить ежедневное задание по основному месту работы. Изменения они к лучшему, что бы жизнь менялась её нужно менять, займитесь собой, займитесь своей работой, найдите «хорошую работу» и будьте счастливы.

Тема: Человек на рынке труда. Проблемы занятости на Южном Урале. (2 часа)

Цель: Обучающая : Дать понятие рынка труда, разъяснить его признаки, показать важность знаний, умений и профессионализма в своем деле для современного человека. Вспомнить о таком явлении, как безработица , выяснить его влияние на поведение и жизнь людей. Рассмотреть проблему занятости населения на Южном Урале.

Развивающая : Развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач и выполнение проблемных заданий.

Литература : Салыгин Е. Н., Г. Обществознание: человек в обществе. Эксп. учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учр. – М.: Вента-Графор, 2001. § 23.

И. Обществознание: учебник для 10 класса . – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2001. – § 11.

В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ А. В. Клименко, . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2003. с. 190-196.

Краченко по обществознанию. 10-11 класс. – М.: «Русское слово – РС», 2000. с. 77, 91.

Кравченко по обществознанию: 10-11 класс. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2001.

«Преподавание истории и обществознания в школе» № 3, 2004г, с. 51.

Оборудование : карточки с задачами, тестовые задания, листы с таблицами.

Ход урока :

1) Понятие рынка труда, его признаки.

2) Требования к современному работнику.

3) Занятость и безработица.

4) Проблема занятости в РФ и на Южном Урале.

I. В Современных высокоразвитых странах существует разнообразие рынков. Давайте вспомним, какие рынки вы знаете.


(Ответы учащихся:

Фондовый рынок

Рынок труда

Мировой рынок

Рынок товаров и услуг

Рынок информации

Сегодня на уроке речь пойдет о рынке труда и человеке на рынке труда.

(Сообщение учителем темы и цели урока)

Рынок труда является составной частью рыночной экономики.

Что такое рынок труда? Что же здесь продается и покупается? (Метод «мозгового штурма»).

Рынок труда – это рынок, на котором объектом свободной купли-продажи выступает рабочая сила.

Значит, в условиях рыночной экономики рабочая сила является товаром.

Что такое рабочая сила? (Метод «мозгового штурма»).

Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работ.

За продажу своей рабочей силы работник получает заработную плату .

Заработная плата – величина денежного вознаграждения , которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей.

Значит, ценой рабочей силы является заработная плата.

Отчего зависит цена товара на рынке? (Ответ: цена товара зависит от спроса и предложения).

Таким образом, на рынке труда, как и на иных рынках, имеются спрос, предложение и цена, т. е., рынок труда имеет те же признаки, что и рынок товаров. (Записать в тетради 3 признака рынка труда).

1) Что будет если спрос на товар (рабочую силу) ниже предложения?

2) Какой будет зарплата, если спрос на товар (рабочую силу) высокий?

Поскольку на предъявляемое работодателем количество рабочих мест претендует значительно большее число стремящихся их заполнить, то между ищущими работу возникает конкуренция.

У кого больше шансов найти работу? Кто более конкурентоспособен? (ответы учащихся).

II. Каким должен быть современный работник?

Требования к современному работнику (ответы учащихся):

Образование

Профессионализм

Квалификация

Дисциплина труда

Инициативность

Исполнительность.

Профессионализм – мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенных профессии.

В условиях НТП большое внимание уделяется квалификации работника.

Квалификация – уровень подготовленности, степень готовности к какому-либо виду труда.

Квалификация бывает

Квалифицированному работнику легче найти хорошую работу. Каждый хочет отдать детей к хорошему учителю, пойти к хорошему врачу, к хорошему парикмахеру.

У каждого работника есть присвоенная ему официальными органами квалификация и выдан сертификат (например, слесарь 6го разряда, капитан 2го ранга, кандидат педагогических наук и т. д.).

Итак, труд делится на квалифицированный и малоквалифицированный.

Задания классу:

(Записи на доске:

Малоквалифицированный ручной труд

Малоквалифицированный умственный труд

Высококвалифицированный ручной труд

Физически тяжелый труд

Высококвалифицированный умственный труд)

1) К каким из перечисленных на доске видов труда относятся следующие профессии: сантехник, секретарша, машинист электропоезда, дворник, сталевар, пожарник, моряк, офицер, священник, грузчик, шахтер, продавец, водитель, депутат, токарь, кассир, дизайнер, водопроводчик , адвокат, врач.


2) Распределить профессии в 5 столбцов и записать в тетрадь.

Класс заранее делится на 3 группы, каждая из которых получает карточку с проблемным заданием.

1 группа. А. И. Кравченко «Задачник по обществознанию 10-11 класс» С.91 № 000.

2 группа. «Задачник по обществознанию 10-11 класс» с.69, п. 76.

3 группа. «Преподавание истории и обществознания в школе» №3, 2004.

III. Совокупность всех работников на рынке труда называют трудовыми ресурсами. К трудовым ресурсам относятся трудоспособное население. В РФ – это мужчины в возрасте 15-60 лет и женщины в возрасте 15-55 лет.

Существует и международный рынок рабочей силы.

«Задачник по обществознанию. 10-11 класс» № 000, с. 98 (устный ответ на вопрос)

Как уже отмечалось, на рынке труда, как и на любом другом рынке, существует конкуренция. Т. е., кому работодатели предоставили возможность трудиться, называют занятым. Т. е., кто не смог найти работу – безработными.

Что такое безработица?

Безработица – такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.

Безработица бывает нескольких видов:

1) структурная

2) фрикционная

3) застойная

4) скрытая

(краткое объяснение учителем видов безработицы)

Задание по группам:

1 группа. Назовите причины безработицы.

(завышение требования относительно зарплаты; низкий спрос; негибкость, характерная для рынка труда)

2 группа. Каковы последствия безработицы.

(отрицательные: снижение условия жизни, ухудшение самочувствия безработного. Положительные: небольшой (естественный) уровень безработицы полезен. Это помогает поддерживать необходимую конкуренцию на рынке труда.

Но, если безработица в стране превысит естественный уровень, то она может стать причиной серьезных социальных конфликтов)

3 группа. Как решить проблему безработицы?

(созданы службы занятости по месту жительства, информационные службы, географическая мобильность)

В РФ существует система органов занятости, которая возглавлена Федеральной государственной службой занятости населения РФ. Государство гарантирует безработному выплату пособий по безработице.

IV. Проблема безработицы существует в РФ и на южном Урале.

Работа с источником.

Учащимся раздаются листы с таблицей №1 Динамика показателей занятости и безработицы в РФ и таблицей №2 Прогноз показателей занятости и безработицы в РФ (данные на 2000 и 2001 г.).

Выводы по составлению занятости и безработицы в РФ.

Сообщение учащегося по состоянию безработицы в Челябинской области .

V. Рефлексия.

Учащимся раздаются листы с тестовыми заданиями (двухвариантные тесты).

Даны суждения, если вы согласны с ними, то ставьте знак «+», если нет, то знак «-».

(Кравченко по обществознанию: 10-11 класс. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2001.)

Сегодня на уроке мы говорили о рынке труда и человеке на рынке труда. Рынок труда, как и иные рынки, имеет те же признаки: спрос, предложение и цена.

Оценки за урок.

Домашнее задание .

Учеб. , Салыгина. 10 класс, § 23.

Кравченко 10 класс. §11.

Найти в местных газетах раздел «Вакансии», выяснить работники каких профессий наиболее востребованы в г. Челябинске.

Современный рынок труда характеризуется отсутствием однозначной оп­ределённости и гарантированности занятости. Переориентация производства, смена направлений деятельности, изменение содержания деятельности, появле­ние новых профессий и специальностей влечёт за собой необходимость повыше­ния квалификации, переопределения и смены профессии.

Молодой человек должен научиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства и возможности, и не бояться этого.

Что такое рынок труда? В самом общем виде можно сказать, что рынок - это место встречи спроса и предложения. Важнейшим условием сбалансиро­ванности рынка является согласование потребностей и интересов продавцов и покупателей.

Рынок труда - система способов, общественных механизмов и организа­ций, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (ра­ботодателям) найти работников для ведения производственно-коммерческой дея­тельности.

Продавцами на рынке труда могут быть любые люди, ищущие работу: сту­денты, выпускники профессиональных учебных заведений, любой человек, же­лающий сменить место работы, т.е. это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу.

Покупатели (работодатели) при наличии свободных мест имеют спрос на определённого работника. Они заявляют об этом в службу занятости, другие госу­дарственные и негосударственные организации по найму и подбору персонала. И они, в свою очередь, выступают как посредники на рынке труда между людьми, ищущими работу (предложением), и работодателями с их потребностями в работ­никах (спросом).

Принимая решение о выборе профессии, месте работы, выстраивании профессиональной карьеры, человеку необходимо учитывать, каков спрос на спе­циалистов, на те или иные услуги, товары и как он может измениться в будущем, т.е. знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и пред­полагать её расклад в будущем.

Внутри рынка труда существует рынок профессий


1.3.2.Что таков рынок профессий?

Во всём мире на рынке труда функционирует множество рынков профессий, например, бухгалтеров, водителей и т.д.; В этой ситуации продавцы - люди, имеющие одинаковую профессию, предлагают свой труд покупателю с разными условиями и возможностями найма. Таким образом, можно сказать, что рынок профессий - это купля-продажа конкретного вида труда, когда свой труд пред­лагают продавцы (ищущие работу), имеющие одинаковую профессию.

Как показывают исследования, сегодня уже не востребованы «узкие» спе­циалисты. Современный рынок труда всё чаще требует работников, освоивших несколько профессий и специальностей. Кроме того, работодатели отмечают хо­рошее владение не только специальными, но и ключевыми компетенциями, необ­ходимыми для эффективного взаимодействия с коллегами по работе, проявляю­щимися в способности адаптироваться к технологическим, организационным из­менениям производства, готовности к непрерывному самообразованию и т.д.



Если характеризовать все профессии и специальности с точки зрения га­рантии трудоустройства, то можно выделить следующие типы профессий, веро­ятность трудоустройства по которым достаточно велика:

«вечные» профессии и специальности, обслуживающие основные потреб­ности человека, которые никогда не исчезают (врач, земледелец, строи­тель, парикмахер и т.д.);

«сквозные» (распространённые), по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом районе (электромонтёр, слесарь, секретарь и т.д.);

«дефицитные» (на данный момент и в ближайшее будущее), спрос на ко­торые на рынке труда не удовлетворён;

«перспективные», т.е. те профессии и специальности, спрос на которые будет возрастать;

«свободные», т.е. те профессии и специальности, которые можно реали­зовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнкту­ры. Кроме того, эти профессии не требуют наличия дорогостоящего обору­дования, крупных материальных затрат (портной, художник, столяр, прода­вец, дизайнер интерьера и т.д.).

Конкурентоспособность профессии и специальности повышается, если она одновременно относится к нескольким из перечисленных типов.

Спрос на специалистов различных профессий меняется в соответствии с изменениями в экономике. Поэтому в ситуации планирования профессиональной карьеры молодым людям важно знать состояние российского и регионально­го рынков труда. Так, в Самарской области к 2008 году, по оценкам специали­стов, наиболее востребованными останутся выпускники учреждений начального профессионального образования.

1.3.3.Кто является успешным на рынке труда?

Среди ваших знакомых наверняка есть люди, которых можно назвать ус­пешными. Что это за люди?


Упражнение 1.

Составьте «портрет» успешного на рьнке труда человека .

Вспомните среди ваших знакомых, друзей, близких несколько человек, ко-

торые являются успешными на рынке труда. Попробуйте выделить характеристи­ки, которые позволяют им быть такими. Включите в это описание необходимые, по вашему мнению, знания, умения, навыки, деловые и личностные качества.

Успешный на рынке труда человек обладает следующими характеристиками:

Исследователи изучали отношение работодателей к выпускникам профес­сиональных учебных заведений, то есть к тем, кто заканчивает или только что за­кончил обучение. Оказалось, что разные работодатели делят выпускников на раз­ные категории:

Нашедшие работу - не нашедшие работу;

Работающие по своей специальности - работающие не по своей специаль­ности - неработающие;

Энтузиасты - просто работающие;

Уверенные в своих силах - неуверенные;

Справляющиеся со своими обязанностями - не справляющиеся со своими обязанностями.

В итоге, «портрет» успешного выпускника, по мнению работодателей, вклю­чает такие характеристики:

Способность к пониманию,

Здоровье,

Активность,

Уверенность в себе,

Креативность (как способность к творчеству),

Хорошая социальная адаптация,

Интерес к современной технике и технологиям.

Думаем, вы заметили, что такие качества, как активность, уверенность, са­мостоятельность, творчество, присутствуют в обоих списках (составленным вами и работодателями). Это не случайно - современный рынок требует активной по­зиции, без неё невозможно достичь успеха.


Упражнение 2.

Если вам хочется узнать, насколько активна ваша позиция на рынке тру­да, предлагаем оценить ряд утверждений.

Если вы согласны с соответствующим утверждением, то поставьте знак «+» рядом с его номером.


Тест «Насколько активна ваша позиция на рынке труда?»


1. Хорошо знаю свои цели и желания.

2. Изучил себя, знаю, на что способен.

3. Умею ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать необходимые сведения.

4. Верю в себя, в возможность достижения успеха в намеченных делах.

5. Считаю, что имею право на выбор в любой конкурсной ситуации - не только меня выбирают, но и я выбираю.

6. Умею общаться с другими людьми и использовать их помощь, делать их союзниками при реализации своих планов.

7. Умею извлекать пользу из ошибок, учиться на своём опыте и на опыте других людей.

8. Сталкиваясь с препятствием, ищу новые способы его обойти, ищу новые способы разрешения возникшего затруднения.

9. Ощущаю достаточно сил и энергии для реализации своих целей.

10. Выстраивая способы достижения основного варианта, обязательно про­думываю запасной.

11. Стремлюсь к получению опыта, пробую себя в разных областях.

12. Непрерывно осмысливаю и корректирую свои действия в зависимости от полученных результатов.

13. Умею учитывать мнения других людей при выработке и реализации своих планов, не теряя своих позиций.

14. Владею навыками поведения в деловых ситуациях, умею договориться о встрече с нужными людьми, представить себя, рассказать о своих возможностях.


Обработка результатов

Подсчитайте количество плюсов, которое получилось в итоге. Если их 12-14, то ваша позиция очень активна. Если 8-11, то достаточно активна. Если вы поставили менее 6 плюсов, то имеет смысл серьёзно задуматься и, возможно, об­ратиться к психологу для консультации.

В любом случае следует помнить, что активная позиция предполагает са­мостоятельное, творческое, гибкое поведение, А активность позиции и успех за­висят только от вас!

? Проверка усвоения материала

Задание 1 . Укажите стрелками соответствия между терминами и опреде­лениями.

Задание 2 . К какому типу профессий относится ваша профессия/ специ­альность? Докажите.

■ Задание 3 . Какие внешние факторы общей сферы повлияли на ваш вы­бор профессии? Прокомментируйте свой ответ.

■ Задание 4. Какие внешние факторы служебной сферы являются для вас приоритетными в построении карьеры? Объясните.