Комплекс артикуляционных упражнений при ринолалии презентация. Ринолалия (от греч. rhinos нос, lalia речь) (от греч. rhinos нос, lalia речь) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими. система, разработанная А.Г. И

Развивая подвижность нёбной занавески на начальных упражнениях с гласными звуками а и э, внимание сосредоточивают на кинестезиях подъема мягкого нёба. При этом ощущения нёбно-глоточного смыкания соотносятся с непривычным для детей с ринолалией ротовым резонансом. Определяется основной, наиболее естественный тон голоса ребенка. Этот тон закрепляется в ненапряженной, наиболее физиологичной манере фонации. В течение двух-трех дней ребенок повторяет фонему м на основном тоне голоса средней громкости, протяжно (на стоне), «в маску» по 2-3 раза подряд 8-12 раз в день. Далее с детьми без органических изменений в голосообразующем аппарате начинаются тренировки в произнесении гласных звуков на закрепленном «мычанием» основном тоне. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех. . Постановка гласных проводится в порядке а, э, о, и, у с ориентацией на степень подъема и напряженности нёбной занавески. Для сознательного контроля за резонансом сразу после овладения артикуляцией гласных звуков упражняются в произнесении их по контрасту. После усвоения этих упражнений можно отказаться от повторения гласных звуков с носовым резонансом, но обязательно следует продолжать слуховые дифференцировки, а также дифференцировки ребенком его собственного резонанса.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ринолалия Выполнила: Учитель - логопед Закамалдина Н.Н.

Ринолалия - речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи. (Ипполитова А.Г.) Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек.

Классификация ринолалии Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной. Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации. Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию. При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины ринолалии По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза. Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Коррекция ринолалии При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица: (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотоми носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии.

Логопедическая коррекция Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационном периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж. После операции (через 15-20 дней) снова возобновляют повторение специальных упражнений, но уже с первостепенной целью - развить подвижность мягкого нёба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание правильного звукопроизношения при ринолалии.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи....

Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии

Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...


1. Устранение последствий операции и осторожная активизация работы мягкого неба; 2. Дифференциация ротового и носового дыхания; 3. Развитие орального праксиса; 4. Развитие фонематического слуха; 5. Повторение и закрепление артикуляции гласных и согласных звуков при диафрагмальном дыхании (постановка, автоматизация и дифференциация).



Поперечном, вдоль границы твёрдого и мягкого нёба: подушечкой большого пальца поглаживать линию шва вправо-влево вдоль границы твёрдого и мягкого нёба. Продольном, по линии операционного шва: подушечкой большого пальца поглаживать по всей поверхности твёрдого нёба в направлении от альвеол к мягкому нёбу вперёд-назад (до границы твёрдого и мягкого нёба).


По вышеназванным направлениям делаются точечные (надавливающие) движения, которые чередуются с поглаживающими; растирание (с применением определённой силы давления на массируемую область подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем; движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях); разминание (движение в области отдельных мышечных групп максимально активизирует работу мышц, состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании тканей); вибрация (одним или двумя пальцами осуществляются колебательные движения разной амплитуды).


Вызывание рефлекторного сокращения мышц задней стенки глотки и мягкого нёба с помощью шпателя, которым трогают корень языка; полоскание горла маленькими порциями тёплой воды; питьё воды маленькими глотками или имитация глотательных движений (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в приподнятом положении); имитация жевания, позёвывания (вслед за учителем-логопедом); упражнение «Пожуём грушу» (для массажа языка и активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта); многократное произношение гласных [а], [э] (медленно, беззвучно; на твёрдой атаке голоса).


Логопед кладёт руку на лоб ребёнку и просит опустить голову вниз: ребёнок опускает голову вниз с преодолением сопротивления; логопед держит руку на затылке ребёнка и просит запрокинуть голову назад: ребёнок запрокидывает голову с преодолением сопротивления; учитель-логопед, расположив руку под челюстью ребёнка, просит его открыть рот: ребёнок открывает рот с преодолением сопротивления (одна рука взрослого придерживает голову ребёнка в области затылка, ладонь другой руки под подбородком); ребёнку предлагается высунуть язык, а затем постараться втянуть его внутрь: учитель-логопед пытается удержать язык ребёнка вне полости рта (большим и указательным пальцами, завёрнутыми в тканевую салфетку/платок).


1. Произношение слогов на одном выдохе. Используется приём наращивания слогов: слоги с одним согласным звуком, во-первых, с одинаковыми гласными, во-вторых, с разными гласными (с постепенным увеличением количества слогов). 2. Произношение на одном выдохе слов, словосочетаний и предложений. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывается постепенно (например, в течение недели). 3. Наращивание слов в предложении и отработка в спокойном плавном темпе длительного и равномерного распределения выдоха.






Важно использовать для автоматизации звуков ограниченный речевой материал, который способствует закреплению имеющихся у детей произносительных навыков На каждом занятии по автоматизации рекомендуется отрабатывать по три новых слова, одному словосочетанию и одному предложению Вся работа по коррекции нарушенного звукопроизношения строится на основе развития фонематического слуха


Пение гласных [а], [о], потом остальных изолированно и в сочетаниях гласных Пение сочетаний согласных с гласными (ма мо му му мы мамам момме и т. д.) Счёт с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса Инсценировка доступных сказок, стихотворений («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т. п.); Пение песен эмоционально окрашенных, пробуждающих у ребёнка положительные эмоции, радостное, приподнятое настроение


Речь нормальная и близкая к норме (сформировано звукопроизношение и устранена назализация); Значительное улучшение речи (сформировано звукопроизношение, имеется умеренная назализация); Улучшение речи (сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация); Речь без улучшения (не сформирована артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация).


Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи Эмоциональная поддержка детей Грамотное общение родителей с ребёнком Нет необходимости ставить их в разряд больных детей и ожидать только срока оперативного лечения Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним

Подобные документы

    Изучение характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания. Пониженный физиологический носовой резонансом во время произношения звуков речи. Основные причины заболевания. Нарушение преграды между ротовой и носовой полостями.

    контрольная работа, добавлен 02.04.2014

    Анатомо-физиологическое поражение речевого аппарата в основе развития ринолалии. Основные причины, которые могут приводить к нарушению нормального функционирования нёбно-глоточного затвора. Классификация нарушения речи. Закрытая и открытая ринолалия.

    реферат, добавлен 26.01.2015

    Ринолалия как нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характеристика основных видов: функциональная, органическая, смешанная. Возможные врожденные дефекты и расщелины лица.

    презентация, добавлен 08.10.2013

    Ринолалия - изменение тембра голоса, искажение произношения звуков в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования. Основные причины возникновения гнусавости. Необходимость устранения дефектов артикуляции звуков.

    реферат, добавлен 07.04.2016

    Влияние нарушений речи на психическое развитие ребенка, его деятельность и поведение. Нарушение участия носового и ротоглоточного резонаторов при ринолалии. Формы закрытой и открытой ринолалии. Методики коррекционной работы по исправлению ринолалии.

    реферат, добавлен 23.07.2015

    Сущность и особенности открытой, закрытой и смешанной форм ринолалии у детей, причины их возникновения. Характеристика влияния врожденной расщелины неба на речевое развитие. Специфика устной и письменной речи и приемы коррекции, их эффективность.

    реферат, добавлен 07.07.2009

    Сущность ринолалии как речевого заболевания. Этиология и симптомы открытой органической ринолалии. Современные методики логопедической работы при органической открытой ринолалии. Методика и содержание логопедических занятий по А.Г. Ипполитовой.

    реферат, добавлен 12.12.2018

    Разработка подходов к изучению анатомических особенностей небно-глоточного кольца у детей с использованием магнитно-резонансной томографии (МРТ). Анализ способа оценки наличия заболевания у детей с врожденной расщелиной неба с использованием МРТ.

    Сущность ринолалии как нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характеристика причин возникновения заболевания: поражение языка, твердого и мягкого неба, губ, уздечки языка.

    реферат, добавлен 25.12.2013

    Особенности логопедической работы после операции. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции. Методика и условия проведения логопедического массажа.

Презентация на тему: «Ринолалия, ее формы» Работу выполнила Студентки 31 -Л Скрылёва Ксения; Симонова Ектерина; Семашко Эмма.

Содержание 1. Введение 2. Ринолалия: характеристика нарушения 3. Причины возникновения ринолалии 4. Виды ринолалии 5. Заключение

Введение Ринолалия (греч. rhinos нос + греч. lalia речь) - вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешанную Ринолалию.

Ринолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

В настоящее время принята следующая классификация. Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа. Врожденные расщелины нёба: 1) расщелина мягкого нёба: скрытые (субмукозные); неполные; 2) расщелины мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; 3) полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя; 4) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними). Сквозными расщелинами считаются такие, которые, начинаясь от верхней губы, проходят через верхнюю челюсть, твердое и мягкое нёбо вплоть до маленького язычка, который также оказывается раздвоенным или же может совсем отсутствовать. Неполные расщелины могут ограничиваться только укорочением мягкого нёба, отсутствием маленького язычка или раздвоением его. Наблюдаются и незначительные дефекты костного остова твердого нёба, притом скрытые под слизистой оболочкой - так называемые субмукозные (подслизистые) щели; такая щель прощупывается при легком нажиме на задний край твердого нёба и обнаруживается при громком отрывистом произнесении звука а в виде втягивающегося внутрь треугольника в том же месте, причем величина его будет соответствовать костной расщелине.

Открытая ринолалия При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости.

Ринолалия закрытая (Р. З.) расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса. Причинами такой ринолалии являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют Р. з. органическую и Р. з. функциональную. Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем. При этом фонемы [м], [н’] звучат как [б], [д’]. Одним из внешних признаков Р. з. является постоянно приоткрытый рот.

Ринолалия закрытая задняя (Р. з. з.) нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих: а)верхний край хоан, б)половину или одну из них, в)обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью Р. з. з. может быть следствием сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилитических), иногда носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Врожденной причиной Р. з. з. бывает редко встречающаяся хоанальная атрезия, которая полностью отделяет носоглоточную полость от носовой.

Ринолалия закрытая передняя (Р. з. п.) нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами в носу, сильным насморком и др. . Р. з. п. может быть преходящей (при воспалительном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).

При органической ринолалии Сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных. Нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями.

Смешанная ринолалия Имеет место в тех случаях, когда одновременно сосуществуют причины, приводящие к появлению как открытой, так и закрытой ринолалии. Это может наблюдаться при наличии носовых полипов или искривленной носовой перегородки (условия для появления закрытой ринолалии) в сочетании с коротким мягким нёбом или скрытой расщелиной твердого нёба (условия для существования открытой ринолалии).

Комплексная методика коррекционной работы по ринолалии. Перед логопедом в повседневной практике встают актуальные задачи: Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот. Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха. Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Для этого используем доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей.

Дыхательные упражнения: легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15– 20 сантиметров, затем более далекого. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания: Вдох Выдох нос нос рот нос рот рот Упражнения повторяются 6– 8 раз подряд 3– 4 раза в день.

Артикуляционная гимнастика для губ: Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное. Медленное втягивание губ: "хоботком” и такое же медленное возвращение в состояние покоя. Круговые вращательные движения губ "хоботком”. Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек. Мгновенное смыкание губ с быстрым разрывом типа "поцелуй”. Оскал с последующим движением губ в "хоботок” при зажатых челюстях. Поднимание верхней губы с обнажением зубов. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам. Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы). Вибрация губ –тпртпр-тпр (лошадки остановились). Собрать губы в трубочку и достать губами основание носа.

Гимнастика щечных мышц: Надувание обеих щек одновременно. Вялый губной выдох (щеки напряжены). Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую). Выдувание воздуха поочередно каждым уголком рта. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и медленно расслабить. Набирание воздуха то под одну губу (верхнюю), то под другую поочередно. Втягивание щек в полость рта. Растягивание углов рта в стороны, вниз, вверх, с помощью указательных пальцев ребенка.

Упражнения на активизацию небной занавески: Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1– 2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями. Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха. Откашливание – широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой. Давление кончиком языка на левую (правую) щеки. Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.

Приемы массажа: Поглаживание поверхностное в направлении от твердых резцов к носоглотке. Поглаживание прерывистое по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов (2 минуты). Растирание (1, 5 минуты), прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении. Поперечно по мягкому небу, а также спиралевидно в тех же направлениях (2 минуты). Интенсивное растирание по точкам выхода сосудисто-нервных пучков (по 10 секунд на каждой точке). Разминание в медленном темпе, плавно, без рывков в продольном и поперечных направлениях (2 минуты). Массаж проводится несколько раз в день, не менее 10 минут в течение 6 месяцев. Проводить массаж рекомендуется как на занятиях, так и самостоятельно. Родителям предлагается обучиться массажу вместе с детьми. Начинать массаж нужно сразу после снятия швов.

Заключение Ринолалия - требует обязательную коррекцию и наблюдение, как у ортодонта, отоларинголога, так и у логопеда-дефектолога. Самостоятельно ринолалия не проходит НИКОГДА. Более того, если коррекцию речи не начать до 5 лет, вероятность исправления начинает катастрофически снижаться. ребёнка можно приучить говорить абсолютно чисто отдельные звуки, слоги и даже слова, но в разговоре ребёнок будет возвращаться к привычной ему гнусавости. Если начать коррекцию в возрасте старше 8 лет, то вероятность полного исправления речи - не более 10 %.

Итак, давайте подведем итоги: Что такое ринолалия? С какими проблемами она всегда связана? Чем различаются открытая и закрытая ринолалии? Что характеризует функциональную ринолалию? Какие ее виды вы запомнили? Каковы особенности органической ринолалии? Какие виды дефектов приводят к появлению органической ринолалии? Как повлияет ринолалия на развитие речи ребенка? Какая неречевая симптоматика будет сопровождать речевые дефекты при ринолалии?

Список литературы 1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. 2. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. 3. Коррекционные возможности массажа Н. В. Дорох. 4. Логопедия: Волковой Л. С. , Шаховской С. Н. 5. Основы логопедической работы с детьми Г. В. Чиркиной. 6. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.